Многочисленные конвенции, соглашения, договоренности, описывающие нормы ведения войн, подписали практически все страны, считающие себя цивилизованными. Правила эти, должны были регулировать и отношение к мирному населению, и к военнопленным. Оговаривалось также и запрещение некоторых «негуманных» видов вооружения. Однако чем больше создается и подписывается подобных конвенций, тем жестче и циничнее они нарушаются. Армии, «не трогающие землепашцев и не срубающих без нужды дерева» - остались далеко в прошлом. Строгий наказ, данный в свое время первым халифом Абу-Бакаром Сиддыком мусульманским армиям, оказался в числе тех моральных ценностей, которые были вывезены отступающими крестоносцами на Запад. С одним лишь небольшим дополнением: противник, который считается «недостойным» - был также и не достоин милосердного обращения. И это «дополнение» стало узаконенным де-факто.
Первая Мировая война показала ужасные последствия применения иприта. Потом были попытки запрещения разрывных пуль и, так называемого, «русского штыка». Сегодня список «негуманного» вооружения пополнили противопехотные мины. Но уже все отчетливей становится видно, что гуманное отношение к мирному населению и военнопленным теперь менее важно, нежели чем контроль над применением запрещенных видов оружия. Что, собственно, тоже весьма условно.
Россия всегда заявляет о том, что она строго придерживается всех правовых норм, регулирующих правила ведения боевых действий. Это, так сказать, краеугольный камень всех ответных заявлений правозащитным организациям, обвиняющих российских военных в нарушении всех мыслимых и не мыслимых норм и правил в Чечне. Есть множество подтвержденных фактов применения запрещенных видов бомб и ракет, химического оружия, многочисленные факты необоснованных бомбардировок и артобстрелов населенных пунктов, незаконных арестов, пыток, бесчеловечного обращения с людьми в концентрационных лагерях, внесудебные казни. Это далеко неполный список «антитеррористических мер» в Чечне. Но среди всего этого есть одно понятие, давно и успешно амнистированное Кремлем - «зачистка». О том, как она проходит, рассказано многими очевидцами очень подробно. Московские пропагандисты часто заявляют о том, что практика «зачисток» уходит в прошлое. А через некоторое время, не стесняясь собственного вранья, они же рассказывают об «успешных спец. операциях», которые, по сути, являются все теми же зачистками.
Среди множества «правил поведения комбатантов», есть и небольшой пунктик, говорящий о том, что недопустимым считается так же закрывать лица задержанным, во время их допросов, содержания под арестом и т.д. Причина объясняется очень просто: арестованный должен видеть тех, кто допускает по отношению к нему различные противоправные действия. Это если вдруг дело дойдет до суда. Многочисленные репортажи из Чечни, демонстрируют каждый раз всеми миру военных в камуфляже, в черных масках с прорезями для глаз, пинающих ногами и выворачивающих руки «захваченным в ходе очередной зачистки боевикам», головы которых обмотаны грязной тряпкой. Часто для надежности, тряпку закрепляют на голове арестованного…колючей проволокой. И подобное не вызывает никакой реакции в обществе, ратующем, на словах, за права человека и считающего себя образцом демократии!
Почему так поступают с людьми, вина которых не доказана? Их хотят унизить, испугать, сломить. Почему же военные закрывают свои лица? Причина одна – они осознают то, что делают. И они боятся ответственности за свой же «гуманизм». Показав всему миру человека с вывернутыми назад руками и мешком на голове, его выдают за «злостного бандита». Без имени. Потом, после пыток и издевательств, когда вволю «наигравшись» с беззащитным человеком, пьяный контрактник решит расстрелять его, бояться ответственности за «личное мужество и героизм» ему будет нечего. Ничто не укажет в изуродованном трупе на того, кого, арестовав без причин, выдали за бандита. Маска же на лице «воителя» и вовсе сделает все это малозаметным событием очередной чеченской компании.
«Темные дела лучше делать ночью». Давно известное правило мерзавцев и палачей. Именно оттого и приезжали «воронки» за своими жертвами по ночам. А если ночью не хватает смелости выйти из-за многократно заминированных и забетонированных «периметров» и «блиндажей»? Тогда можно днем скрыть свое лицо и лицо своей жертвы, а после этого, глумясь и куражась собственной безнаказанностью, цинично произнести: «Фамилии, явки, адреса».