В течение всей среды практически все ведущие российские СМИ бурно обсуждали неожиданную новость о том, что Турция запросила у России некое «экстрадиционное досье» на известного чеченского политического деятеля Мовлади Удугова. Звучала это примерно так:
«Турция запросила у российской стороны «экстрадиционное досье» на Мовлади Удугова для рассмотрения требования Москвы об аресте и выдаче этого гражданина России, считающегося одним из лидеров чеченских боевиков и главным идеологом информационной войны, ведущейся экстремистами, передает ИТАР-ТАСС со ссылкой на источники в российских властных структурах».
«Вопрос о предоставлении Россией дополнительных документов был поднят Турцией несколько дней назад, но пока турецкая сторона не сформулировала всех своих требований», передает уже РИА «Новости».
А «Эхо Москвы» сообщает следующее:
«По данным арабской печати, сейчас Удугов находится не в Турции, а в одной из арабских стран. Как сообщил заявил помощник президента РФ Сергей Ястржембский, «обращение Турции не означает, что в данный момент Удугов находится на территории Турции. Я в этом как раз сильно сомневаюсь: согласно сообщению различных арабских газет, он находится на территории одного из небольших государств Персидского залива. Последние несколько месяцев Мовлади Удугов «курсирует» между Катаром и Арабскими Эмиратами, постоянно меняя место пребывания в этих странах. Он может скрываться под своей настоящей фамилией – Темишев».
Мы связались по телефону с Мовлади Удуговым и попросили его кратко прокомментировать информационный ажиотаж, который поднялся в российских СМИ в связи с неким «запросом» Турции к России. При этом отметим, что турецкие СМИ не проронили, почему-то, ни слова об инициативе Анкары, о которой с такой охотой рассказали Ястржембский и СМИ России.
Вопрос: «Российская пресса и телевидение, сообщая о «запросе Турции», раскрыли некоторые «темные детали» твоей биографии. В частности НТВ и другие СМИ РФ сообщают, что «по данным МВД ЧИАССР, Удугов в период с 1988 по 1990 год был в заключении за кражу в магазине, после чего сменил фамилию Темишев на фамилию матери – Удугов». Насколько эти заявления соответствуют действительности?
Удугов: «Бред, конечно. Но бред сознательный и целенаправленный. Впервые меня «посадили» в 1991 году во время бурных событий связанных с ГКЧП и приходом к власти чеченских национальных сил. Тогдашний первый секретарь обкома компартии ЧИАССР Доку Завгаев объявил по радио и телевидению, что я работал милиционером и был осужден за убийство. За что и отсидел не то 7, не то 12 лет. Позже, когда дело близилось к военному вторжению, спецпропагандисты из ФСК, через телепередачу «Нота Бене» Первого канала тогдашнего ЦТ назвали меня «идеологом ваххабизма» и «посадили» за мошенничество. Сейчас вот Ястржембский «сажает» меня за воровство в магазине. В общем, ничего нового. Только мой «уголовный статус понизили…» (смеется).
А насчет фамилии – все верно, только наоборот. При получении паспорта я взял фамилию своего отца Удугова Саид-Арби. До получения паспорта в моем свидетельстве о рождении стояла фамилия моей матери.
Что касается ажиотажа, который поднят российскими СМИ вокруг запроса Анкары, то здесь очевидна определенная режиссура. Хотя вполне возможно, что Турция может и предпринять какие-то шаги против меня и против других чеченских деятелей. А может и просто, таким образом, предупреждает, что для нее не желательно мое появление на ее территории. Ведь в истории России и Турции не было еще ни одного прецедента, что бы какая-то сторона выдала другой ее противника. Я не исключаю и того, что очередная рабочая встреча между турецким и российским МИДом и обмен какими то протокольными документами были просто использованы Россией для пропагандистской акции. Сейчас такое время, что исключать, что либо полностью нельзя. Идет война. Я нахожусь на информационном участке этой войны. А на войне, как на войне. Есть и подвиг и предательство. Вместе с тем то, как все это было преподнесено свидетельствует о том, что пропагандистская шумиха в российских СМИ больше призвана оказать психологическое воздействие с определенной целью. Цели могут быть разные и они мне, в общем-то, известны.
Вопрос: «В комментариях российских СМИ нас несколько удивило то, что, рассказывая о запросе Турции, российские газеты, некоторые ТВ и особенно интернет-издания, не с того, не с сего указывали на то, что, вот мол, Удугов контролирует сайт Kavkaz.org, «интерес к которому в последнее время падает»?
Удугов: «Ну, если интерес к «Кавказ-Центру» падает, тогда им нечего так сильно переживать!»…..(смеется)
Отдел оперативной информации «Кавказ-Центра»