«Не задавайте мне вопросов, и я не стану лгать».
(Оливер Голдсмит, английский писатель XVIII века).
В понедельник Путин два с половиной часа сразу по двум каналам TV отвечал на вопросы россиян в прямом эфире. За это время он успел ответить на 47 из одного миллиона вопросов, поступивших за шесть дней с момента начала работы «горячей линии». Примерно 70 процентов вопросов касались зарплат и пенсий. Около 10 процентов были посвящены экономике, налоговой реформе и взаимоотношениям власти и бизнеса. Далее по рейтингу популярности шли вопросы относительно проблем работы госаппарата, проведения судебной реформы, а также реформы в армии.
По сообщениям российских СМИ, сам Путин начал готовиться к беседе заранее, когда было объявлено о «прямой линии». Первым городом, который получил право задать вопросы президенту, стал Владивосток. Около полторы сотни дальневосточников, собравшиеся на площади Борцам за революцию, сумели задать всего два вопроса. Под громкий смех и улюлюканье, первый вопрос так и не был в толпе услышан. Зато все же ответил на не услышанный вопрос(!). Он говорил, что Приморье работает на «привозных мазутах» (именно так, с ударением на последнем слоге), но с построением Бурейской ГРЭС все проблемы решатся сами по себе.
Второй вопрос задал студент – о реформе высшего образования. Когда стало ясно, что президент больше не обратит на них внимания, народ начал расходиться, но увидев своего губернатора Сергея Дарькина, плотным кольцом обложил его со всех сторон. Охране с трудом удалось овладеть ситуацией и почти час Дарькин отдувался за Путина, отвечая на вопросы, заготовленные для ельцинского буратино.
Жители Казани потянулись к площади заранее, но подходы туда оказались уже перегороженными. «Отсекли сумасшедших!» похвалился какой-то милиционер. Между тем, «сумасшедшие» хотели задать Путину вполне разумные вопросы. Например, по свидетельству газеты «Известия», у Фаузии Валиуллиной зять уволился из армии в запас. Его поставили в очередь на жилье под номером 1120. В год очередникам дают одну-две квартиры. «Неужели нам ждать 700 лет?» – этого вопроса президент России так и не услышал.
Видимо, кому-то из «сумасшедших» все же удалось прорваться – какой-то мужик неожиданно вырос около микрофонов и начал было выкрикивать лозунги, но стражи порядка быстренько скрутили и увели его подальше. Остальным, между которыми, по свидетельству газеты «Комсомольская правда», еще со вчерашнего дня были распределены роли и даже была проведена репетиция, удалось задать аж три вопроса. Один из них – о национальной политике, как же без нее. Для этого был специально подготовлен молодой человек по имени Сулейман с колоритной «восточной» внешностью, которая среди татар обычно встречается очень редко, который и задал заученный вопрос и получил заранее подготовленный ответ.
В Ростове на Дону, как сообщают российские СМИ, прямой эфир с президентом репетировали целых три дня и поэтому на назначенное место собралось около 400 человек. Большинство из них интересовал вопрос о пенсиях и зарплатах бюджетникам.
В Питере было минус 20 градусов и на Исаакиевскую площадь пообщаться с виртуальным Путиным пришли лишь около ста человек, среди которых преобладали женщины бальзаковского возраста. Им дали всего 5 минут эфирного времени, а это – 1-2 вопроса.
В Москве к общению с Путиным на Пушкинской площади немедленно были готовы приступить пять человек – серьезный мужчина в черных очках «а-ля Ярузельский», два подростка – будущие производители летательных аппаратов и 63-летняя борец с пьянством из Бабушкинского района, - пишут «Известия» . – На спины окруживших их мужчин смотрел приунывший Дед Мороз. Вопросов к президенту у него не было...Дед (в миру – Андрей Чирков из театральной лаборатории «ТОТ») уверен, что эта сплоченная компания людей просто принимают участие в спектакле.
Он рассказал корреспонденту «Известий», что «группа товарищей» перед «спонтанным» общением раздавали прохожим распечатанные вопросы. У Зинаиды Ромашевской на меховом кепи с козырьком был не один сантиметр снега, как у остальных, а целых два. Зинаида Павловна упорно ждала своей очереди на общение с главой государства. Она спросила у Путина: «А как бороться с пьянством?». Получив пространный ответ в духе «вечная для России тема», женщина рассказала «Известиям» , что отвергает гнусную ложь Деда Мороза...
Отвечая студенту из Калининграда на вопрос о вероятности передачи этой прибалтийской области Западу за внешние долги России, Путин заявил, что мог бы публично показать по этому поводу известную комбинацию из трех пальцев, но, как воспитанный человек, этого делать не станет. Видимо Путин не понимает, что в его положении даже намек будет восприниматься как натуральный показ той самой простейшей комбинации... Хотя прогресс в окультуривание речей хозяина Кремля все же налицо – от уголовного обещания «мочить всех в сортире», обращенного к Чечне, к вполне бытовой и безобидной дуле…Западу.
Таким образом, Кремль разыграл очередной свой виртуальный спектакль под названием «общение президента с народом».
В спектакле участвовали:
а) президент;
б) небольшая часть специально подготовленных людей.
Народу, как всегда, была уготована роль зрителя.
И еще один маленький нюанс путинского шоу. Оказывается со всеми, кто задавал Путину вопросы, предварительно работали психологи, которые готовили людей к «правильному поведению» и помогали «правильно» сформулировать вопросы. Об этом стало известно Газете.ру.
Что касается самого главного вопроса для России – войны на Кавказе, который являлся и является для нее таковым по определению, то ни вопроса, ни вразумительного ответа на этот вопрос у организаторов путинского шоу так и не получилось. Попытка же Путина объяснить продолжение войны в Чечне тем, что моджахеды пользуются некими «подземными коммуникациями», выглядела откровенно идиотской.
Жан Текей, «Кавказ-Центр»