За что боролись, на то и напоролись

7 декабря 2001 в 00:46
За что боролись, на то и напоролись

Похоже, что планы Вашингтона относительно Афганистана наталкиваются на очень серьезные препятствия. И если военное сопротивление агрессии США со стороны афганских мусульман выглядит естественным, то сопротивление со стороны союзников явно не вписывается в общую стратегию Белого Дома.

В понедельник лидер таджикской группировки так называемого Северного альянса Бурхануддин Раббани выступил со своим планом «афганского урегулирования», который позволил бы ему остаться у власти. И хотя Раббани в очередной раз допустил вероятность участия экс-короля Захир Шаха в новом правительстве Афганистана,  это участие, по мнению Раббани, возможно только лишь "как простого афганца, без учета преимуществ, связанных с его происхождением".

Такого рода правительство, заявляет Раббани, будет существовать в течение полугода, после чего будет созвана Лойя Джирга - совет старейшин племен Афганистана, который и определит состав будущего правительства. Раббани также предложил, что на пост премьер-министра должен быть непременно назначен пуштун. В то же время он предлагает себя в качестве главы совета и настаивает на том, что представители Северного альянса должны составить в нем большинство.

Практически все наблюдатели в этой связи особо подчеркивают, что новые предложения Раббани серьезно расходятся с предварительными договоренностями, достигнутыми делегацией альянса на конференции в Бонне. На ней, в частности, было предложено, что переходное правительство Афганистана возглавит советник Захир Шаха Абдул Саттар Сират, узбек по национальности. Но, судя по всему, решения бонской конференции, организованной США, останутся лишь на бумаге. Такое положение вещей с очевидностью демонстрирует, что Вашингтон постепенно становится заложником своих действий в Афганистане. США вряд ли согласятся просто так отдать Афганистан на откуп Северному альянсу, за которым стоит Москва. А это в свою очередь означает, что Соединенные Штаты все крепче привязывают себя к Афганистану, от ситуации в котором будет зависеть и собственно ситуация в самих США.

Влияние, которое оказывает Афганистан на Соединенные Штаты, проявляется, как раз в той сфере, которая всегда с болезненной чувствительностью контролировалось общественным мнением Америки. Имеется ввиду свобода личности гражданина США. Сегодня эта свобода тает на глазах.

Уже практически сведены на нет различия между полицией и спецслужбами, прослушивание телефонных переговоров стало совсем простым делом, а 1200 арабов, граждан США, держат в тюрьмах без предъявления обвинения. Министр юстиции США Эшкрофт сообщил, что намечено создание военно-полевых судов.

Однако не все так гладко, как хочет Белый Дом, давший карт-бланш своим силовым структурам. Как отмечает пресса, с конца прошлой недели, например, в аппарате министра юстиции Эшкрофта начался разлад. Полицейские на местах отказываются допрашивать арабов только на том основании, что те – арабы. Но у Эшкрофта нет недостатка в свежих идеях.

Подозреваемые в «террористической деятельности» граждане США, если с ними не разобрался военный трибунал, будут представлены перед судом присяжных в вашингтонском пригороде Александрия: там в основном белое и зажиточное население, так что присяжным будет легче выносить смертные приговоры, сообщает в этой связи германская газета «Цайт». Высокопоставленные сотрудники министерства юстиции США обсуждают «новые методы следствия», читай – пытки, указывает газета. Согласно новой модели, подозреваемых будут передавать для допросов «дружественным авторитарным государствам». Американцы, конечно, не могут присутствовать при пытках, но, в соответствии с новыми правилами Эшкрофта, результаты таких допросов теперь годятся для суда.

Словом, как говорят у русских – «За что боролись, на то и напоролись!»

Муса Стоун , «Кавказ-Центр»