Исламский Иерусалим: город надежды и справедливости

Исламский Иерусалим: город надежды и справедливости

Приверженцы ислама считают, что Палестина принадлежит не только арабам или палестинцам, а всем мусульманам мира. Отдать часть страны - значит, отречься от одной части своей религии… Священный город Иерусалим должен быть открыт для всех наций, и в Коране по этому поводу говорится:

"Мы повелели: "О пламя! Обернись холодом и спасением для Ибрахима". Они хотели [извести] его хитростью, но по Нашей воле их постиг наибольший ущерб. Мы спасли его (т. е. Ибрахима) и Лута и вывели на землю, которую Мы благословили для обитателей миров". (Сура 21, аяты 69-71).

До того, как армия мусульман установила контроль на Иерусалимом (Аль-Кудсом), пророк Мухаммад (мир ему и благословение) за два года до Хиджры (переселения в Медину) посетил этот город в своем Ночном Путешествии. Это путешествие или перенесение стало решающим для всех мусульман и для города Иерусалима. Оно произошло в тяжелое и критическое для мусульман время; тогда, вскоре после смерти дяди Мухаммада, Абу Талиба, и его жены Хадиджи, сподвижники пророка (мир ему и благословение) переживали гонения, унижения и преследования. 

Пророк (мир ему и благословение) поднялся на Тайф для того, чтобы искать помощи от такифов. Он больше не ждал от них добра: этот народ приказал своим рабам и слабоумным оскорблять Мухаммада (мир ему и благословение) и бросать в него камни, чтобы его ноги кровоточили. Он обратился к Богу со словами: "О, Аллах, взываю к тебе, ибо моя сила ослабла, ресурсы мои иссякли. Люди оскорбляют меня. О, Милосерднейший из милосердных, Ты - защитник угнетенных. Кого Ты вверил мне? Чужеземца, который смиряет меня злобным взглядом? Или врага, которому дана надо мною власть? Я ищу Твоего благоволения, ведь нет никого, кроме Тебя, кто даст мне защиту".

Для первых мусульман-мекканцев Иерусалим был источником счастья и надежды, городом, в котором Мухаммад (мир ему и благословение) испытал новое пророческое чувство. Приверженцы ислама считают, что ночное путешествие в Иерусалим, произошедшее с пророком (мир ему и благословение) 27 Раджаба за два года до Хиджры, стало духовным завоеванием этой священной земли. Словами Священного Корана:

"Слава Тому, кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему часть Наших знамений, из Заповедной мечети в Масджид ал-Акса, окрестностям которой Мы даровал благословение" (Сура 17, аят 1). Действительно, Иерусалим стал центральной точкой земного и небесного путешествия пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Здесь завершился его ночной перенос, и отсюда окрепший ислам начал свой путь в соседние страны. Вот почему Священная мечеть в Каабе тесно связана с мечетью Аль-Акса, а Иерусалим и его окрестности - с верой и сердцами мусульман. Адам был первым пророком, который построил мечеть Аль-Акса спустя 40 лет после строительства Каабы, Ибрагим (Авраам) и его сыновья восстановили священные места в Мекке и Иерусалиме, а Мухаммад (мир ему и благословление) стал последним пророком, который соединил две святыни в своем ночном путешествии.

Для мусульман Палестина и, в частности, Иерусалим - это место, где родились, выросли и узнали о своей миссии благородные пророки Иса (Иисус), Дауд (Давид) и Сулейман (Соломон), куда бежали пророки Ибрагим (Авраам) и Лут (Лот), где были похоронены Ибрагим (Авраам(,  Исхак (Исаак), Якуб (Иаков), Юсуф (Иосиф) и Муса (Моисей). В этот город спускаются ангелы. Сюда пришел с небес архангел Джибрил (Гавриил), неся свет божественного послания пророкам и посланникам, чтобы они дарили его людям. Другие ангелы приходили к избранникам Аллаха для того, чтобы поручить им определенную задачу. В Иерусалиме нет ни одного сантиметра, где не стоял или не молился бы пророк. Именно поэтому этот город должен быть открыт для всех наций, так как в Коране говорится:

Мы повелели: "О пламя! Обернись холодом и спасением для Ибрахима" Они хотели [извести] его хитростью, но по Нашей воле их постиг наибольший ущерб. Мы спасли его (т. е. Ибрагима) и Лута и вывели на землю, которую Мы благословили для обитателей миров" (Сура "Пророки", 21:69-71).

Но кроме Иерусалима в Палестине есть еще много священных для мусульман мест. Первым исламским добровольным пожертвованием в Палестине стал город Хеврон. Пророк (мир ему и благословение) даровал его от имени своего сподвижника, Тамима ибн Аус аль-Дари, его братьев и последователей до наступления Судного дня. Тамим был первым жителем Палестины, который принял ислам. Делая дар от имени Тамима, пророк (мир ему и благословение) фактически заявил о принадлежности Палестины исламу. Поэтому мусульмане считают, что Палестина принадлежит не только палестинцам или арабам, но и всем мусульманам мира. "Отдать часть земли - все равно, что отдать часть религии".

В дальнейшем халифы признали и поддержали этот вакф (дар во благо ислама). Мусульманские религиозные ученые, в особенности Худжат аль-Ислам аль-Газали, заявили, что "любой, кто выступает против данного акта дарения и хочет оспорить его - неверующий". Специальный суд, возглавляемый Томасом Хэйкрафтом, верховным судьей Великобритании, и шейхом Халилем аль-Хамиди, Президентом Шариатского Аппеляционного Суда, в решении №26/2 за 27 января 1927 года определил, что дар сподвижника Тамима Аль-Дари "считается правильным вакфом". Британское правительство, под мандат которого была передана Палестина, в меморандуме, отправленном Президенту Исламского Шариатского совета, также признало этот вакф.

Однако в начале века произошли широкомасштабные колониальные завоевания исламо-арабского востока. Начало этому процессу положили рекомендации конференции Кампбелла Баннермана в 1907 году. По ее вердикту, арабский мир должен был быть разделен на искусственно созданные маленькие независимые страны, подчиненные колониальной власти. Палестина была преобразована в буферное государство, считавшееся "мощным и враждебным барьером для арабов". Колониальные процессы развернулись после уничтожения Оттоманского Исламского Халифата в 1924 году, воплощавшего единство исламской системы.

С тех пор евреи предпринимают активные меры, чтобы определить будущее Иерусалима, навязать свою политику, укрепить свой контроль над городом и заставить людей смириться со статусом кво. Евреи стремятся сионизировать город, изменить его внешний вид. Чтобы повлиять на индивидуальность Иерусалима, характер его цивилизации и населения, они усиливают процесс колониальных поселений, располагая еврейских поселенцев в пределах и за пределами города.

Мусульманские завоевания времен Умара ибн аль-Хаттаба положили конец нестабильности, религиозным преследованиям и колониальному правлению. После прихода ислама люди стали жить в мире, покое и безопасности. Их безмятежное существование было нарушено лишь с приходом крестоносцев (1099-1198). При мусульманах стала активно развиваться наука, открыли свои двери школы, мечети и больницы. Город, оберегаемый халифами и мусульманскими правителями, стал оплотом знания, откуда черпали мудрость многие ученые.

Евреи вернулись в город только тогда, когда мусульмане, завоевав его территорию, открыли его для всех верующих. Во время правления Умара Иерусалим вступил в свой золотой век, превратившись в город мира и справедливости. По словам Карена Армстронга, "Умар был человеком исключительных исламских принципов. В отличие от иудеев и христиан, мусульмане не пытались доминировать над священным наследием Иерусалима. Их учили уважать веру другого народа. Мусульмане доказали, что уважение к святыням исключает конфликты, враждебность, гонения и убийства. Следуя исламским принципам, они уважали права других людей, в том числе право на проведение богослужений, и придерживались правил мирного сосуществования. Этих принципов очень не хватает сегодняшним жителям Иерусалима".

Вспоминая о Иерусалиме, я задумываюсь о справедливости. Историей доказано - без справедливости не может быть ни мира, ни стабильности. По мнению Карена Армстронга, которое он высказал на Международной Академической конференции об Исламском Иерусалиме в 1997 году, "с древнейших времен культ Иерусалима был неразрывно связан с поиском социальной справедливости. В иудейской Библии пророки и псалмисты неоднократно говорят своему народу о том, что Иерусалим не может быть священным городом Шалома (мира) до тех пор, пока он не станет городом Тседдек (справедливости)". Другими словами, путь к миру начинается в Иерусалиме, и решение проблемы этого города гарантирует успешное решение проблем региона.

(Эта статья опубликована Мусульманским Американским Обществом (MAS) и напечатана в журнале "Американские мусульмане", 1 том, №1, январь 2000 года, стр.39-41.
www.americanmuslim.org
www.masnet.org)

Автор: Доктор Абд аль-Фатта Эль-Авайси
Университет Стирлинга, Великобритания