Талибы, без боя сдав Кабул отрядам Северного альянса, похоже, спутали карты американцев и их союзников по антиафганской коалиции. По сообщениям западных СМИ, реакция Вашингтона на последние события в Афганистане пока смешанная. Генералы высказывают удовлетворение, дипломаты - озабоченность. Судя по просочившейся в американскую прессу информации, на переговорах на высшем уровне в Техасе наблюдается некоторые признаки растерянности.
В Белом доме делают очень осторожные заявления. Там озабочены тем, что быстрое продвижение сил Северного альянса по территории Афганистана может осложнить создание широкого коалиционного правительства. Президент Буш, занятый переговорами со своим лучшим другом Владимиром, просил свою администрацию не торопиться и не делать громких заявлений. Еще в субботу он заявил, что войскам оппозиции пока не следовало бы входить в афганскую столицу - во-первых, из-за того, что против такого шага выступает Пакистан, а во-вторых, потому что в Америке считают: военное развитие кампании не должно идти быстрее политического.
В столице США также опасаются, что с уходом талибов из Кабула в городе может воцариться хаос. Кабульцы не забыли бесчинства отрядов узбекского генерала Дустума, отметившихся здесь в 1992-1996 годах, как грабители и убийцы и похоже на то, что это уже повторяется: во всех захваченных городах действуют группировки убийц, грабителей и мародеров оппозиции.
Вашингтон явно не хочет, чтобы власть в Афганистане единолично захватил Северный альянс. Это уже произошло в середине 90-х, и тогда, как считают сейчас американцы, последствия были катастрофическими. Еще более активно против такого поворота событий выступают в Пакистане. Ну а реальной коалиции пока нет и на ближайшую перспективу не предвидится. Недовольство в связи с переходом Кабула в руки Северного альянса выразил представитель бывшего короля Афганистана Мохамеда Захир-шаха.
В организации объединенных наций, призванной, по мнению США и его союзников, решить вопрос о будущем Афганистане, тоже царит неопределенность, так как все попытки создать коалиционное правительство пока что заканчиваются безрезультатно. Споры ведутся не только о том, кто будет править страной после возможного падения талибов - неясно даже, кто может войти во временную администрацию Афганистана. В штаб-квартире ООН особого энтузиазма в этой связи никто не испытывает.
Тем временем, как полагают аналитики Би-би-си, вход сил антиталибской оппозиции в Кабул в корне меняет военную ситуацию в Афганистане. Пока неясно, как будут развиваться события. Решится ли Северный альянс наступать на территорию пуштунов?. Возможно, что именно там, и, в частности, в районе Кандагара, и будут теперь происходить самые ожесточенные бои.
- Падение Кабула было, судя по всему, неизбежным заключает корреспондент BBC Томас Маркус. - Тому две причины: во-первых, войска оппозиции за время наступления на севере страны набрали темп и продвигались во многом благодаря силе инерции. Во-вторых, талибы, как представляется, приняли решение оставить город уже некоторое время назад, и сейчас лишь выполнили его.
- Пока неясно, приведет ли падение Кабула к уничтожению боевой машины талибов. Американцы наверняка продолжат бомбардировки их позиций, однако сам ход войны, скорее всего, заметно изменится, - заключает корреспондент Би-би-си.
Как бы там ни было, у американцев нет сейчас в Афганистане других союзников, кроме Северного альянса, командиры которого, возможно, решат не спешить с продвижением на территорию, большую часть которой контролируют пуштуны. Такой ход может оказаться контрпродуктивным: вашингтонские стратеги сейчас пытаются заручиться поддержкой именно пуштунской части населения Афганистана.
Между тем, по утверждению немецкого журналиста, Кристофа Хёрстеля, которому удалось в эти дни попасть в Кабул, там царит не только ненависть к американцам, но и еще нечто, что, может быть, не следует преувеличивать, но что надо знать. Тысячи людей принесли клятву на Коране, что, если Усама бен Ладен будет убит, каждый из них убьет в отместку одного американца. Так что, несмотря на падение Кабула, отношение афганцев к американцам остается по-прежнему отрицательным.
- Талибы признали, что они теряют одну провинцию за другой, но называют это организованным отходом. И судя по всему так оно и есть. В ход была запущена обычная афганская тактика. Когда ты видишь, что противник получил такую серьезную помощь из-за рубежа, отступай, чтобы избежать потерь. Это очень хороший метод для сокращения потерь, причем, с обеих сторон. Талибы говорят даже, что они хотят избежать большого кровопролития с "братьями-афганцами", которые противостоят им на севере, - говорит Кристоф Хёрстель.
На вопрос о том, чувствует ли он следы разложения режима талибов в Кабуле, ведь одной из надежд американцев и британцев было то, что афганцы перед лицом массированных бомбежек отвернутся от своих правителей, немецкий журналист сказал следующее:
- Нет, как раз этого я не вижу вовсе.
По мнению международных наблюдателей, массированные бомбардировки не разобщили афганцев, а наоборот, сплотили их еще теснее. Здесь не исключают возможность общенационального примирения во имя организованного сопротивления американцам и их союзникам. Судя по всему, взятие силами Северного альянса столицы Афганистана еще не означает окончания войны. Есть ощущение того, что наоборот, все только начинается.
Жан Текей, «Кавказ-Центр»