Times: Путинский режим усиливает репрессии

Times: Путинский режим усиливает репрессии

Лондонская газета Times опубликовала статью об усилении политических репрессий в России. В статье говорится:

"Когда работники русской правозащитной организации «Мемориал» пришли в среду на работу, они обнаружили на стене здания сделанную баллончиком надпись: «Иностранный агент. I love USA». Это был первый день действия нового закона, ограничивающего деятельность организаций, которые получают финансирование из-за границы. Он, видимо, станет важной частью кампании Кремля по борьбе с критиками президента Владимира Путина.

Согласно новой норме, структуры вроде «Мемориала», который старается сохранить память о жертвах сталинского террора, должны зарегистрироваться в качестве «иностранных агентов» и согласиться на тщательное наблюдение за своим финансированием. Эта мера распространяется только на неправительственные организации, занимающиеся «политической деятельностью», и положения нового закона прямо говорят о том, что его цель — гарантировать безопасность государства.

Термин «иностранный агент» и в русском, и в английском языке может относиться к шпионажу; это должно отпугнуть тех, кто поддерживает НКО (особенно из США). Если организации откажутся подчиниться — а большая их часть отказалась — им грозит закрытие без суда на шесть месяцев, а их активистам — двухлетний тюремный срок.

- Мы не изменники своей страны, - заявил глава «Мемориала» Александр Черкасов. - Мы восстанавливаем её доброе имя.

Ветеран диссидентского движения Людмила Алексеева (на самом деле она ветеран КГБ/ФСБ, внедренная в диссидентское движение - КЦ), которая основала в 1976 году Московскую хельсинкскую группу, заявила, что в борьбе против нового закона дойдёт до Европейского суда по правам человека.

- Пусть арестовывают меня, - сказала 85-летняя женщина. - Ну, умру через пару дней в СИЗО.

Три года назад её уже арестовывали — но выпустили после того, как возмутилось мировое сообщество.

Российское правительство также расширило положения закона о государственной измене — так, что теперь его можно использовать против активистов, подозреваемых в сборе информации с иностранной помощью, если это угрожает безопасности или территориальной целостности государства. Например, ведётся следствие по подозрению в измене в отношении учёного и автора сказок из Архангельска Ивана Мосеева — потому что он собирал информацию об этническом меньшинстве поморов с норвежской помощью.

Но прокурор решил перевести дело на менее тяжкие статьи - «разжигание межнациональной розни и сепаратизма». Главное обвинение основывается на том, что Мосеев якобы назвал русских «быдлом» в анонимном комментарии, сделанном в блоге. ФСБ заявляет, что проследили этот комментарий к его IP-адресу; Мосеев отрицает это обвинение.

Похоже, что Кремль разработал новые законы для того, чтобы ограничить деятельность оппозиции, но может — как в случае с Мосеевым — с осторожностью их применять. Вместо этого он предпочитает — чтобы не навлекать на себя критику со стороны Запада — использовать уголовные обвинения против политических активистов.

Было объявлено о том, что Леонид Развозжаев — один из лидеров оппозиционного Левого фронта, захваченный российскими спецслужбами в начале месяца на Украине — предстанет перед судом не по изначально предъявленным ему обвинениям в организации массовых беспорядков. Вместо этого его обвинят в краже 500 меховых шапок, совершённой в 1997 году. Также и Алексей Навальный, другой известный критик Путина, обвиняется в растрате, а не в чём-либо связанном с политикой.

«Мемориал» - не единственная группа, на которую давили с помощью вандализма или угроз. Даже Мосеева — антрополога и языковеда с мягкими манерами — освистали по пути в суд какие-то демонстранты с плакатами, на которых поморов (потомков норвежских морских охотников XVIII века) называли предателями и сепаратистами.

- Архангельск — это часть большой России или норвежско-поморская колония? - было написано на одном из плакатов. Суд по этому делу возобновится 6 декабря".

Отдел мониторинга

Кавказ-Центр