Главный эксперт Московского Центра Карнеги Шевцова дала интервью украинскому изданию ЛIГАБiзнесIнформ, в котором сообщила о перспективах демократизации России. Она в частности отметила:
"Любая альтернатива Путину может появиться только за счет общества и выйти на поверхность только за счет революционных средств. Сама система провоцирует революционную смену власти. За последние 12 лет путинская команда вычистила политическую сцену и политическую жизнь России до такого блеска, что очень сложно увидеть персональную альтернативу Путину.
В России нет политического лидера, который мог бы на равных соперничать с Путиным. Нынешний премьер-министр обладает всеми административными, финансовыми, силовыми ресурсами.
Эта система Путина не может измениться эволюционным путем сверху. Она не готова к либерализации, потому что любая либерализация будет подрывать монополию на власть. А Путин, его команда и слои, которые обслуживают эту команду, не готовы потерять монополию на власть.
Это ведет их к потере контроля над собственностью и непредсказуемой личной судьбе. Следовательно, как и другие подобные режимы, система мирно не уйдет и мирно не сможет себя реформировать. Остается один вариант борьбы с ней: внесистемное давление. Коренная трансформация системы и ее принципов. Это революция. Это единственный способ изменений.
Уже очевидно: путинская система продолжит свой путь к деградации. Она обречена на деградацию. Какое-то время ее будет поддерживать цена на нефть и пассивность общества, отсутствие альтернативы, резервный фонд, который можно расходовать на подачки населению.
Но есть уже целый ряд факторов, которые работают на загнивание и распад системы.
Первое - это волатильность цены на нефть, которая может подорвать стабильность в любой момент, как только цена на нефть приблизится к $70 долларам за баррель.
Второе - начинающийся распад советской индустриальной структуры.
Третье - сам факт того, что раскочегаренные надежды населения, пенсионеров и рабочих на повышение материального статуса не оправдаются. резервный фонд будет истощен уже в конце 2012 года.
В-четвертых, можно было бы какие-то проблемы решать путем внешних займов. Но в условиях европейского кризиса вряд ли кто-то начнет давать России деньги. В-пятых, экономический рост продолжался за счет потребления. Сейчас потребление ограничивается. И даже в благополучных городах - Москве и Питере - происходит стагнация жизненного уровня.
Можно ожидать, что в ближайшие два-три года на улицу выйдут не политизированные гражданские активисты, а советская индустриальная Россия. Жители промышленных моногородов, которые не будут получать достаточную зарплату. Либо пенсионеры, которые станут жертвой дефицита пенсионного фонда.
Кроме того, есть ряд других взрывоопасных факторов. Я упомяну два их них. Это углубляющийся разрыв между богатыми и бедными, он очевиден и абсолютно агрессивен. Этот разрыв и поведение 5% сверхбогатых является фактором постоянного раздражения для российского населения.
Второй фактор - полная закупорка всех каналов, которые могли бы переводить в мирное русло страхи и озлобленность населения. Закупорка политической системы толкает людей на улицу. Сама система готовит взрыв. Власть ведет себя как минер, который бегает с зажженной спичкой вокруг склада с боеприпасами.
Мы видели пример цивилизованного развода - пример Чехословакии. Мы пока находимся на начальном этапе этого пути. По крайней мере, в российском политическом дискурсе уже ведутся дискуссии о том, что нынешняя российская государственность временная, и рано или поздно нужно будет искать новые ответы на вопросы о том, что делать с Северным Кавказом и Чечней.
Эти вопросы ставятся на повестку дня. Но пока еще нет решения и нет политической воли для того, чтобы начинать политическую дискуссию в обществе и приучать его к тому, что нам нужно думать о новой государственности.
Общественное сознание по вопросам понимания того, что от России может отделиться ряд суверенных государств, находится в очень аморфном, противоречивом состоянии. С одной стороны, подавляющее большинство респондентов в опросах заявляют о своем желании сохранить Россию как великую державу с элементом имперскости.
С другой стороны, если задать людям вопрос, согласны ли они на экономические жертвы ради такой России... Согласятся 15-20% консервативного населения и только. Российское общественное сознание очень расколото по этим вопросам.
Но сам тот факт, что лозунг "хватит кормить Кавказ" поддерживают больше половины респондентов, означает фактическое согласие на новую форму государственности. Давайте, мол, отделим Чечню, давайте отделим Северный Кавказ.
Следовательно, население, в принципе, было бы уже готово на новую российскую государственность без Северного Кавказа. Значит, определенные сдвиги в этом направлении идут. люди начинают об этом говорить. Эти вопросы уже стали предметом повседневного российского разговора.
Будущее России - это глобальный вызов для нас. И огромнейший вызов для наших соседей. Мы должны думать, какие внутренние и внешние факторы нужно задействовать для того, чтобы облегчить российскую трансформацию.
И нужно дать убедительный месседж российскому руководству: ребята, вы плывете на "Титанике". Вы сами дырявите его днище. Давайте вместе подумаем о том, чтобы этот корабль не нашел свой айсберг.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр