СМЕРТЬ РОССИИ. Cредний класс - могильщик чекизма и имперства

Имперско-чекистcкие СМИ России были вынуждены признать усиление предреволюционной ситуации в России. Выходящее в порабощенном мусульманском Идел-Урале издание "Уфимский журнал" в частности отмечает:

"Многочисленные социологические исследования, проводившиеся в первом полугодии 2011 г., показывают, что в политическом сознании российского населения происходят быстрые и необратимые изменения. Они выражаются в падении доверия к политическим лидерам и партиям, росте протестных настроений и усилении спроса на лидеров и партии, не представленные в официальном политическом спектре.

Если на протяжении 10 лет участники фокус-групп говорили об ожидании улучшения положения в стране, то в последнее время тезис о том, что положение в стране улучшается, практически исчез из обсуждений. Экономика не развивается, а нефтедоллары присваивает правящая верхушка, прикрывая отсутствие успехов политической демагогией. Наряду со снижением доверия к Путину и Медведеву растет запрос на нового лидера, появления которого в прошлом люди боялись.

Причины перелома политических настроений лежат не только в последствиях экономического кризиса, но и в глубоких социальных изменениях. Главным итогом этих изменений стало появление массового городского среднего класса, который по уровню жизни и социальным установкам стремительно сближается со средним классом стран Евросоюза. По оценкам, его доля в населении Москвы уже приближается к 40%, а в других крупных городах колеблется в пределах 20-30%. Городской средний класс становится обладателем значительных недвижимых активов. При этом зависимость городского среднего класса от социальных выплат снижается.

Для российского среднего класса характерен специфический и отчасти противоречивый набор ценностей, отличающий его от других социальных групп. Он включает: спрос на правовое государство; неприятие коррупции; недоверие к властям; сочувствие нуждающимся; проевропейская ориентация; умеренный национализм.

Настроения этой группы становятся все более критическими. Склонность к протестам нарастает — особенно из-за недовольства высокой коррупцией, слабостью институтов правового государства и отсутствием социальных лифтов. Во второй половине 2010 г. по уровню протестных настроений Москва опередила остальные регионы, при этом в отличие от других регионов склонность к протестам у московских мужчин возрастает по мере роста доходов.

Средний класс сосредоточен в крупных городах и формирует плотные социальные сети в интернете. Он находится в центре информационного влияния и формирует взгляды более широких слоев населения. Протестные идеи из интернета легко проникают в центральные и провинциальные печатные СМИ, а в последнее время и на центральные теле- и радиоканалы. Существуют многочисленные свидетельства растущей гражданской самоорганизации и высокой способности к мобилизации через интернет.

Существующая партийная система плохо приспособлена к тому, чтобы осваивать этот растущий электоральный сегмент. Он остается никем не заполненной, но стремительно расширяющейся нишей, создающей политический вакуум. Городской средний класс испытывает дефицит политического представительства. Его не устраивает не только официальная политическая повестка, персоналии лидеров и бренды партий, которые присутствуют на политическом поле, но и сам формат партийной работы.

В отсутствие поддержки со стороны растущего среднего класса существующие партии будут тесниться на сжимающейся электоральной поляне. Их проблемы не только в обновлении контента и лидерства, но и в неадекватной внутрипартийной организации. Она базируется на устаревшем подходе 1990-х, в основу которого положено создание обширного партийного актива в провинции. При низком проникновении интернета это позволяло добиваться хороших результатов на федеральных и местных выборах. Однако провинциальный актив воспринимает новые идеи с запозданием, а работа с ним забюрократизирована.  Например, (чекистской  - КЦ) партии «Яблоко» может потребоваться 8-10 месяцев для одобрения позиции по важному вопросу на политсовете.

Отсутствие реального политического представительства ведет к усилению дискуссии о перспективах территориальной дезинтеграции России. Еще недавно на подобные обсуждения было наложено негласное табу. Но в последние месяцы в интернете развернулась дискуссия по этому вопросу, причем многие из участников рассматривают  перспективу распада России в позитивном ключе. По  выражению одного политического аналитика, городской средний класс в его нынешнем состоянии является «политическим детонатором, который невозможно вывинтить».

Перелом общественных настроений обозначился слишком близко к началу (путинских  - КЦ) выборов. Российское общество адаптировать  к новым условиям до выборов уже невозможно. Руководство страны осознает политические риски, но надеется ограничиться косметическими изменениями в партийной системе.

Предстоящие в России (путинские - КЦ) парламентские и президентские выборы могут послужить катализатором для последующих политических перемен".

КЦ