В США отрабатывается вариант передачи власти военным и ввода военного положения

В США отрабатывается вариант передачи власти военным и ввода военного положения

Власти США осуществляют практические шаги по введению в стране чрезвычайного положения, при котором власть может перейти от гражданских властей к военным. Об этом сообщает опубликованная в Newsweek большая статья Уильяма М. Аркина под названием «Эксклюзив: внутри сверхсекретных планов военных на случай, если коронавирус покалечит правительство».

В статье в Newsweek сообщается, что 1 февраля 2020 года министр обороны США Марк Т. Эспер подписал приказы, предписывающие NORTHCOM выполнять общенациональные планы для борьбы с пандемией. Кроме того, тайно министр Эспер подписал еще и приказы о предупреждении к готовности (Warning Orders, WARNORD) NORTHCOM и подчиненным ему военным подразделениям на Восточном побережье США «к развертыванию в поддержку потенциальных чрезвычайных миссий».

Сверхсекретные планы чрезвычайных ситуаций подготовлены не только для защиты столицы страны — Вашингтона, но и для возможного введения в США в той или иной форме военного положения. Планы предусматривают действия американских военных на случай, если «все конституционные преемники будут недееспособны».

Различные планы под кодовыми названиями Octagon, Freejack и Zodiac предусматривают обеспечение преемственности правительственной власти. По этим чрезвычайными планам передача властных полномочий осуществляется в обход обычных конституционных процедур о преемственности правительства. По ним военные командиры могут поставить под свой контроль отдельные территории страны или даже всю Америку.

После теракта 11 сентября в составе управления Вооруженных сил США было создано Северное командование (NORTHCOM). Согласно Объединенного командного плана (UCP), функцией NORTHCOM является:

— проводить операции по сдерживанию, предотвращению и отражению угроз и агрессии, направленных против Соединенных Штатов, их территорий и интересов в пределах отведенной зоны ответственности;

— по указанию президента или министра обороны оказывать военную помощь невоенным органам власти, включая операции по управлению последствиями.

Именно NORTHCOM создал три всеобъемлющих плана действий на случай чрезвычайных ситуаций. В публикации Neesweek сообщается, что командующий Северного командования (NORTHCOM) четырехзвездный генерал Терренс Дж. О Шонесси (Terrence J. O Shaughnessy) в случае чрезвычайной ситуации может возглавить государственную власть в США до тех пор, «пока не будет установлен новый гражданский лидер».

По существу, генерал О Шонесси является потенциальным военным правителем США на период чрезвычайной ситуации. Штаб NORTHCOM находится в Колорадо-Спрингс.

Сейчас в условиях подготовки к развертыванию для чрезвычайных операций Пентагон ввел беспрецедентные ограничения на выезд своих подчиненных за пределы военных баз. В прошлую среду он ограничил большинство зарубежных поездок военнослужащих на 60 дней, а затем в пятницу издал дополнительное внутреннее распоряжение, которое по существу удерживает весь кадровый военный персонал на военных базах или вблизи них. Разумеется, имеются исключения, в том числе на поездки, которые «необходимы для выполнения миссии».

Еще был отдан приказ, чтобы министр обороны Эспер и его заместитель Дэвид Норквист действовали без физического контакта друг с другом, чтобы не допустить ситуации одновременной недееспособности обоих военных руководителей. Другие агентства национальной безопасности следуют этому примеру. Специалисты по «непрерывности власти» готовятся к эвакуации персонала Белого дома в том случае, если коронавирус начнет поражать его обитателей.

Американские военные эксперты утверждают, что только массовые разрушения, вызванные взрывом ядерных устройств, или огромные человеческие жертвы, которые могут быть вызваны «биологическим агентом», представляют собой катастрофическую ситуацию, оправдывающую переход к «внеконституционным действиям» и использованию планов чрезвычайного положения. Но чрезвычайная власть военных может потребоваться не только в ситуации применения ОМП по американским городам, но и в случае массовых беспорядков и насилия в ситуации «борьбы за выживания» при дефиците жизненных средств.

Согласно инструкций Министерства обороны, военные командиры имеют право действовать самостоятельно в чрезвычайных обстоятельствах там, где «должным образом сформированные местные органы власти не в состоянии контролировать ситуацию». Эти «обстоятельства» включают в себя «крупномасштабные, неожиданные гражданские беспорядки», связанные со «значительными человеческими жертвами или бессмысленным уничтожением имущества».

В октябре 2018 года Объединенный комитет начальников штабов (JCS) кодифицировал эти правила, напомнив военным командирам, что они могут принимать решения самостоятельно и «временно задействовать» военный контроль в условиях, «когда предварительное разрешение президента невозможно» или, когда местные власти «не в состоянии контролировать ситуацию».

Новая директива Пентагона называет подобное положение «экстремальными ситуациями». Но во всех случаях, когда военный командир объявляет военное положение, директивы требуют, чтобы гражданское правление было восстановлено как можно скорее.

После 11 сентября 2001 года в Вашингтоне была создана двухпартийная правительственная комиссия для изучения решений в ситуации, когда конституционные власти США будут парализованы. Однако эта комиссия не смогла прийти к практическим решениям и принятию нового законодательства для чрезвычайных ситуаций или создания рабочих процедур, которые позволили бы проводить чрезвычайные операции.

Сейчас федеральное правительство США не готово действовать в ситуации, если пандемия поразит тех самых людей, которые призваны возглавить чрезвычайную ситуацию. Именно поэтому впервые, помимо задействования планирования последствий ядерной войны, рассматриваются и чрезвычайные процедуры для преемственности власти, с возможной передачей государственной власти военным. В планах говорится, что правительство США продолжит выполнять важнейшие функции при любых обстоятельствах, даже если их будет осуществлять «второй эшелон» из гражданских чиновников или под временным военным командованием.

На случай чрезвычайных ситуаций NORTHCOM подготовил три всеобъемлющих плана действий:

— CONPLAN 3400, или военный план «обороны Родины», если сама Америка становится полем боя;

— CONPLAN 3500, «поддержка гражданских властей» — это когда военные помогают в чрезвычайной ситуации гражданским властям вне условия внешнего вооруженного нападения на американскую нацию;

— CONPLAN 3600, военные операции в Национальном столичном регионе и продолжение работы правительства, в рамках которого закладываются самые секретные планы поддержки преемственности власти.

Для подготовки к этим чрезвычайным миссиям существует семь секретных планов. Три из них связаны с транспортом, чтобы переместить и поддержать Белый дом и федеральное правительство, когда они эвакуируются и работают с альтернативных объектов.

Первый план Executive Mansion (или RESEM) касается спасения и эвакуации обитателей Белого дома. В частности, план предусматривает ситуацию, когда придется выкапывать бункеры с персоналом, засыпанные обломками Белого дома.

Второй называется «Совместный план экстренной эвакуации» (Joint Emergency Evacuation Plan, JEEP) и предусматривает организацию транспорта для министра обороны и других руководителей национальной безопасности, чтобы они могли быстро покинуть район Вашингтона.

Третий план — Atlas предусматривает перемещение невоенных лидеров — руководства Конгресса, Верховного суда и других важных фигур в места их чрезвычайной передислокации. По плану Atlas, их переместят в некий секретный бункер, а правительственные структуры перевезут на объекты в штате Мэриленд.

Еще три плана — четвертый, пятый и шестой: Octagon, Freejack и Zodiac предусматривают защиту в ситуации полного краха правительственных действий военными подразделениями в столичном округе Вашингтоне, Северной Каролине и Восточном Мэриленде.

Седьмой план под кодовым названием Granite Shadow предусматривает действия в чрезвычайных внутренних операциях, связанных с применением по США оружия массового уничтожения. В составе вооруженных сил США существуют подразделения, находящиеся в состоянии постоянной боевой готовности, готовые для реагирования на террористическое нападение или угрозу применения ядерного оружия.

Большинство из вышеперечисленных планов проходят обкатку в ходе ежегодных учений Capital Shield. На прошлогодних учениях, например, «игралась» ситуация нападения с применением оружия массового поражения на станции метро.

Проблема о преемственности правительства и защиты президента была поднята при президенте Дуайте Эйзенхауэре (1953−1961), когда появилась возможность уничтожения Вашингтона в результате атомной атаки. Необходимость действий лица, принимающего решение о применении ядерного оружия, и его выживания даже при прямом ядерном нападении, привела к строительству бункеров и подготовке секретных процедур. Следующими пришлось защищать Конгресс или, по крайней мере, руководство Конгресса, чтобы гарантировать сохранение конституционного преемника власти. Потом в эту кризисную группу власти добавили еще и Верховный суд.

До 11 сентября 2001 года процедура преемственности власти и чрезвычайные программы были расширены за пределы готовности к ядерной войне, особенно после того, как ураганы начали оказывать разрушительное воздействие на современное городское общество. В связи с появлением пандемий гражданские учреждения, отвечающие за национальную безопасность, такие как Министерство здравоохранения и социальные службы также были привлечены к постоянной защите в чрезвычайной ситуации.

Но, несмотря на хорошо подготовленные планы и постоянные учения в течение предшествующих трех десятилетий, теракты 11 сентября 2001 года стали серьезным испытанием для принятых чрезвычайных процедур. Многие процедуры, писанные на бумаге, были либо проигнорированы, либо выброшены в корзину. В результате проблема получила новую разработку в министерстве внутренних дел и других агентствах национальной безопасности США. Была создана новая система, готовая к тому, что террористическая атака произойдет без предупреждения. Бункеры, многие из которых были закрыты после окончания Холодной войны, были вновь открыты и расширены.

Самый экстраординарный сценарий планирования предполагает террористическую атаку, которая будет включать применение ядерного устройства или радиоактивное заражение изотопами в крупном американском городе.

Сценарий террористической атаки доминировал до 2006 года, после чего последовала реакция правительства на ураган «Катрина» в Новом Орлеане. Гражданские учреждения 50 штатов и местные общины, особенно в крупных городах — все начали синхронизировать готовность к чрезвычайным ситуациям с общими федеральными протоколами.

Правительство на всех уровнях в настоящее время имеет обширные программы «преемственности власти» для реагирования на антропогенные и стихийные бедствия. В июле 2016 года президент Барак Обама подписал секретную президентскую директиву № 40 о «политике национальной преемственности», определяющую «основные функции», которые государственные учреждения должны защищать и сохранять.

На самом высоком уровне находятся важнейшие национальные функции — те, которые обеспечивают «непрерывное функционирование» правительства в соответствии с Конституцией. Чтобы сохранить конституционное правление, государственным ведомствам было приказано предусмотреть не только линию преемственности власти (т. е. от президента к вице-президенту и т. д), но и линию «деволюции» — т. е. дублирующую цепочку лиц, включающихся в работу в случае катастрофической чрезвычайной ситуации.

Федеральная директива о преемственности № 40, выпущенная всего за несколько дней до того, как Дональд Трамп стал президентом, гласит, что должно установить «процедуры передачи уставных полномочий и обязанностей» этому вторичному назначенному персоналу для поддержания основных функций государства.

«Передача полномочий может быть временной или длительной», — говорится в директиве № 40. И далее в ней предписывается, чтобы персонал, предназначенный для передачи власти, был расположен в «географически рассредоточенном месте, не затронутом инцидентом». Как оказалось, подобное условие сейчас нельзя соблюсти при нынешнем распространении эпидемии коронавируса в США.

После урагана «Катрина» в 2006 году ни одно чрезвычайное положение не заставило ни один штат даже обратиться за федеральной военной помощью в соответствии с созданными процедурами. Местные полицейские силы сами стали более способными для действий в чрезвычайной ситуации, приобретя военную технику, оружие и получив необходимую подготовку.

Губернаторы штатов также совместно работали над укреплением Национальной гвардии, которая может обеспечить соблюдение внутреннего законодательства в кризисных ситуациях. Нынешняя готовность развернуть армию для обеспечения чрезвычайной ситуации является экстраординарным экспериментом.

Отдел мониторинга
Кавказ-Центр