CNN: Похоже, что Китай сходил с Москвой на свидание, а потом так и не перезвонил

4 сентября 2015 в 12:14
CNN: Похоже, что Китай сходил с Москвой на свидание, а потом так и не перезвонил

«Россия, так сказать, целиком развернулась к своему мощному восточному соседу в прошлом году, после того, как Запад ввел против нее санкции. Однако, похоже, что план по созданию более тесных двусторонних экономических связей, у нее не срабатывает», — говорится в статье CNN, которую цитирует украинская пресса.

Те обещания, которые Пекин уже дал Москве, мешает ему выполнить существенное замедление темпов экономического роста. А китайские инвесторы напуганы глубоким кризисом в России.

Однако Путина не покидает надежда на второй шанс в отношениях: российский президент в сопровождении свиты из высокопоставленных чиновников и топ-бизнесменов на этой неделе посетил Поднебесную.

Но цели Москвы труднодостижимы, и вот почему:

1. Торговые обороты падают

Год назад Путин хвастливо заявлял, что в 2015 объем торговли между Россией и Китаем превысит $ 100 млрд., в сравнении с $ 95 млрд. 2014 года. А для долгосрочной перспективы была озвучена цифра в $ 200 млрд.

Но вместо обещанного Путиным повышения, товарооборот между двумя странами резко упал.

«Китайский экспорт в Россию снизился из-за падения спроса на ее внутреннем рынке, который сейчас находится в глубокой рецессии», — говорит эксперт Лиза Ермоленко из Capital Economics.

Официальные данные говорят о том, что в этом году Россия сократила торговый оборот с Китаем практически на треть. Это самый высокий показатель среди всех его торговых партнеров. За первое полугодие 2015 сумма товарооборот составила всего $ 31 млрд, а эта цифра очень далека от заявленной Путиным.

2. Инвестиции сокращаются

Прямые китайские инвестиции в Россию также сокращаются. По сообщениям Министерства коммерции Китая, за первую половину 2015 года этот показатель упал на 25%. Тем не менее, в то же время Китай уверенно вкладывает деньги в другие страны — в целом китайские инвестиции за рубежом выросли более,чем на 29%.

Россия и Китай делают громкие заявления о грандиозных инфраструктурных проектах, таких, например, как строительство скоростного железнодорожного пути между столицами. Но на деле мало что реализуется.

«В целом, мы скептически относимся к рассказам о китайском инвестиционном буме в России», — говорит Лиза Емоленко.

«Китай не проявляет высокой заинтересованности — ведется работа по нескольким проектам, но их размеры относительно невелики в сравнении с масштабными намерениями. Преследуются скорее политические цели. Похоже, что реальный интерес Китая к российской экономике достаточно слаб «.

3. Строительство газопровода под большим вопросом

Газовое соглашение между Россией и Китаем, подписанное в 2014 году, было призвано стать новой вехой партнерства. По условиям контракта в 2018 Россия должна начать ежегодные поставки 30 млрд. кубометров газа из Сибири в Китай, с возможностью увеличения объемов до 60 млрд. кубометров.

Но планы провести второй трубопровод, который позволил бы увеличить поставки в Китай, рушатся. Обеим странам сложно выделить деньги на финансирование такого строительства из-за глобального спада цен на нефть.

Российский государственный энергетический гигант «Газпром», ответственный за выполнение проекта, не комментирует состояние переговоров. Российские СМИ сообщают, что реализация второго по счету проекта газопровода стоимостью в 55 млрд. $ «отложена на неопределенный срок».

4. Новые источники финансирования

Китай активизировался только в одной сфере — в кредитовании российского бизнеса.

Многие российские компании пытаются погасить внешние долги за счет новых источников, поскольку в значительной степени отрезаны от финансирования со стороны Европы и США. Таким образом Китай стал крупнейшим иностранным кредитором российских компаний — общая сумма предоставленных займов в 2014 году составила $ 11,6 млрд по сравнению с $ 7,5 млрд 2013 года.

Однако это очень скромная роль по сравнению с тем, как Запад кредитовал Россию до введения санкций. Например, в 2013 году российские компании заимствовали $ 22 млрд. только у Англии.

Отдел мониторинга

Кавказ-Центр