ЭКСПЕРТ: «Русского народа» нет и никогда не было

В Вашингтоне прошла научная конференция на тему так называемого русского народа. Ее участник, американский политолог Пол Гобл рассказал об этом занятном феномене. Он в частности отметил:

В политической жизни России мы видим смену картинки по принципу калейдоскопа. С годами общий рисунок меняется, но составляющие его компоненты остаются прежними. Следствие этой парадигмы состоит в том, что в течение вот уже тысячи лет жители России не могут ответить на вопрос: что это значит – быть русским?

Слишком уж много существует неясных определений и гипотез, из которых невозможно вывести стройную формулу. На деле русское государство превратилось в империю до того, как русские стали считать себя народом. В результате Россия никогда не была национальным государством наподобие тех, что мы видим на Западе. Вместо этого Россия стала страной огосударствленного народа. По такой схеме в ней строятся все отношения между властью и населением.

Этому феномену следующее объяснение: могущественные империи Евразии – испанская, австрийская, османская – придя в упадок и потеряв колонии, не исчезли, а превратились в однородные этносы, занимающие относительно небольшие территории.

Аналогичным образом должна была развалиться после первой мировой войны и Российская империя. Но усилиями большевиков, осуществивших революцию, Россия не отказалась от земель в Сибири и на Кавказе.

Ее сегодняшние лидеры продолжают культивировать имперские амбиции и территориальные претензии. Однако на этих порабощенных землях проживает почти двести различных народов, многие из которых не ассимилировались. Сделать их русскими советской власти так и не удалось, но многие, в результате таких усилий, утратили самоидентификацию.

Сегодня в русском обществе все чаще слышны разговоры о русской цивилизации. /Этот термин поощряется Кремлем намеренно: он позволяет идеологически сопоставлять Россию не с отдельными государствами, но с Европой или даже всей западной цивилизацией в целом.

Границ страны, установившихся в 1991 году после распада Красной империи, русские так и не приняли. Теперь же, после аннексии Крыма, находятся и те, кто требует присоединить к России Эфиопию и Гавайские острова. Это еще одно свидетельство того, что идеологическое брожение среди русских продолжается по сей день и, скорее всего, закончится только через несколько поколений.

Отдел мониторинга

Кавказ-Центр