ОККУПИРОВАННЫЙ КРЫМ: Татары в Крыму боятся массовых репрессий

Оттерроризировный в субботу бандой "ФСБ России" московский корреспондент польской польшевицкой газеты Gazeta Wyborcza, находящийся сейчас в командировке в Крыму Вацлав Радзивинович прислал очередной репортаж из Симферополя под названием "Татары в Крыму боятся России" (Tatarzy z Krymu boją się Rosji). В репортаже говорится:

- "Несмотря на репрессии, запугивания и запреты на 70-ую годовщину депортации крымских татар, народ организовал многотысячный митинг в Симферополе. Они обращаются не к Москве, а к правительствам мира за гарантией своих прав.

Россия, которая два месяца назад стала мачехой крымских татар, уже показала свое лицо. Под украинским управлением они имели непререкаемое право собираться 18 мая в центре Симферополя, столице своей земли, и вспоминать почти 100 тысяч соотечественников, которые умерли, начиная с этого дня в 1944 году, в проведенной по приказу Сталина депортации.

В предыдущие годовщины на площади Ленина всегда проходили мирные демонстрации (украинские власти позволяли им беспрепятственно собираться и обсуждать этот вопрос) с участием около 40 тысяч человек. На этот раз, хотя дата была круглой, ситуация резко изменилась, потому что - как говорят местные жители - "это Россия".

Русские власти заранее готовились к этому дню. Спецслужбы провели обыски в татарских домах, на полуостров были отправлены машины для перевозки заключенных. А в пятницу внезапно запретили массовые мероприятия по всему полуострову. До 6 июня.

На следующий день, поняв неразумность своих действий, Москва передумала. Татарам было разрешено собираться в городах и деревнях, а в Симферополе - у мечети в отдаленном пригороде.

Кошмар возвращается

Центр столицы Крыма был наглухо закрыт в субботу. Улицы, ведущие к площади Ленина, были перекрыты бронемашинами и военными грузовиками. У административных зданий были припаркован колонны камазов для перевозки заключенных.

Несмотря на эту демонстрацию силы, не менее 15 тысяч празднично одетых татар собрались в воскресенье у мечети. Порой было трудно понять слова со сцены, потому что над головами собравшихся непрерывно барражировали два тяжелых военных вертолета Ми-8 с полным вооружением.

Между ними лавировали беспилотники, которые снимали собравшихся. Это авиашоу, показанное под проливным дождем вооруженными силами Российской Федерации, порой было небезопасным. Небольшая ошибка пилота одной из машин, маневрирующих в ограниченном пространстве, могла в конечном счете вызвать трагедию.

- Вы видите, вы видите, они преследуют нас, рискуя жизнью! - объяснила мне приехавшая из Симферополя Диляра Гендже, перекрикивая гул вертолетов. И напомнила:

 - Россия много раз атаковала татар. Она выгоняла нас с нашей земли при царице Екатерине, Ленине, Сталине. Морила голодом, расстреливала нашу интеллигенцию. И теперь кошмар возвращается. Мы боимся России, ее бесчеловечного президента. Но мы не сдаёмся.

Рефат Чубаров, председатель татарского парламента Меджлиса, призвал своих соотечественников к единству:

 - Если мы разделимся, то по отдельности мы пропадем. А если мы будем держаться вместе, то те, кто сейчас летают над нами, нам ничего не сделают. Они боятся, они хотят нас уничтожить. Поэтому они не позволили нам собраться на площади в городе. Поэтому они не пустили в Крым нашего лидера Mустафу Джемилева.

Толпа ответила ему громогласно: «Мустафа, Мустафа!», скандируя имя бывшего узника советских трудовых лагерях и многократного председателя Меджлиса, которому Россия запретила въезд на ее территорию на пять лет.

Воскресный митинг завершился принятием резолюции. Татары напомнили, что они требуют осуществления своих прав.

Поэтому они потребовали "немедленного прекращения дискриминации и репрессий по политическим, этническим и религиозным мотивам." Они хотят гарантированного пропорционального представительства своего народа в региональных органах на всех уровнях. Они также хотят скорейшего восстановления прежних татарских названий населенных пунктов в Крыму.

Документ напоминает, что их народ имеет неотъемлемое право на «самоопределение на своей исторической территории - в Крыму - путем предоставления региону статуса национально-территориальной автономии". По вопросу о гарантии реализации своих прав они обращаются ко "всем демократическим силам, правительствам и парламентам".

- Почему вы не требуете гарантий от Москвы? - спросил я одного из членов Меджлиса.

- Потому что тем самым мы признАем ее власть.

Празднование годовщины депортации татар в Крыму, как всегда, прошло без каких-либо инцидентов. Другая обстановка была в Москве и Санкт-Петербурге (так русские оккупанты называют шведско-ингрийский город Нюен - КЦ), где прошли юбилейные демонстрации. В столице полиция арестовала четырех демонстрантов. В Санкт-Петербурге кто-то ножом ранил демонстранта.

Некоторые хотят Священную Войну

При всем уважении к своему народу Меджлис не всегда в состоянии гарантировать, что татары будут добиваться своих прав исключительно мирными средствами. Джемилев предупреждает Россию:

 - Многие татары склоняются к наиболее экстремальным доктринам в Исламе, многие поехали в Сирию, чтобы принять участие в качестве добровольцев в Священной Войне. Если считается, что враг вторгся на нашу землю, для нас будет трудно их остановить, если они сочтут это вторжение возможностью для Священной Войны.

Подтверждением этих слов, как представляется, является опубликованное на прошлой неделе заявление Абдул-Карима Крымского, заместителя боевого командующего Армией добровольцев в Сирии, которые приехали из бывшего Советского Союза. Он призывает крымских татар и других мусульман из Украины к Священной Войне с русскими".

Отдел мониторинга

Кавказ-Центр