Харис Ан-Наззари. Уроки по таухиду и сражению. Урок первый – значение таухида. Часть 1

Уроки по таухиду и сражению

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного

Шейх-муджахид Харис ибн Гази ан-Наззари, да сохранит его Аллах

Урок первый: Значение таухида

Ас-саляму алейку ва рахмату-ллахи ва баракатух.

О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы, Славный! О Аллах, пошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы, Славный!

А затем:

Сегодня мы, ин шаа-ллах, будем говорить на тему таухида и сражения, и рассмотрим некоторые вопросы таухида и некоторые вопросы сражения.

Что касается таухида, то в этих уроках мы поговорим о значении шахады «нет божества кроме Аллаха» ее условиях (шурут), ее столпах (аркан), ее значении, и о том, что делает ее не действительной.

Что касается сражения, то мы поговорим о том, кого можно убивать, кого запрещено убивать, и кого надо обязательно убить, как из числа кафиров, так и мусульман. Это краткое изложение того, о чем мы будим говорить в этих уроках.

Чтобы эта лекция обрела нужную форму, я решил начать ее с комментария к хадису Пророка, ﷺ «мне было велено сражаться…»

Хадис приводится в сборнике Муслима от Джабира ибн Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, который сказал: Я слышал как посланник Аллаха, ﷺ, сказал: Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не скажут, что нет божества кроме Аллаха, и если они скажут, что нет божества кроме Аллаха, то защитят от меня свою кровь и свое имущество, кроме как по праву, а их расчёт у Аллаха.

В другой версии, приведенной у Муслима, от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сказал: Посланник Аллаха, ﷺ, сказал: Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет божества кроме Аллаха, и не уверуют в меня и в то, с чем я пришёл, и если они сделают это, то защитят от меня свою кровь и свое имущество, кроме как по праву, а их расчёт у Аллаха. Это достоверный хадис, приведенный в «Сахихе» Муслима, со степенью мутаватир, как сказал шейх Аль-Альбани в «Ас-сильсиля ас-сахиха»: Достоверный хадис со степенью мутаватир от Абу Хурейры и других, переданный разными путями приблизительно одинаковыми словами.

Этим хадисом «Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не скажут, что нет божества кроме Аллаха, и если они скажут, что нет божества кроме Аллаха, то защитят от меня свою кровь и свое имущество, кроме как по праву, а их отчет у Аллаха» Пророк, ﷺ, разделил людей на две категории: тех, кто говорит «ля иляха илля-ллах», кровь и имущество которых запрещены, кроме как по праву. И тех, кто не говорит «ля иляха илля-ллах», кровь и имущество которых не являются запретными. Две категории людей – муъмин и кафир. Мусульманин, кровь, имущество и честь которого защищены, кроме как в некоторых случаях, и кафир, кровь, имущество и честь которого разрешены, кроме как в некоторых случаях.

Слова Пророка, ﷺ, «мне была велено сражаться с людьми…» являются приказом на сражение со всеми людьми «…пока они не скажут, что нет божества кроме Аллаха, и если они скажут, что нет божества кроме Аллаха, то защитят от меня свою кровь и свое имущество, кроме как по праву, а их отчет у Аллаха«. В этом хадисе, вместе с другими хадисами, аятами и ахкамами, разъясняется то, как нужно относиться к жизни и имуществу людей. Основой здесь являются слова таухида, то есть произносит ли человек эти слова, произносит ли он «ля иляха илля-ллах».

Итак, люди разделены на две группы. Категория тех, проливать кровь которых запрещено, и это мусульмане. Это не значит, что мусульманина нельзя убивать ни в коем случае, так как известны положения, когда мусульманина казнят, например, в наказание за убийство, или наказание за прелюбодеяние т. д.

И кафир, кровь которого дозволена, кроме как в некоторых случаях, например зиммий, или находящийся под защитой, или тот с кем заключен договор, по поводу чего мы поговорим позже. Но сначала надо знать, что защищенность и незащищенность жизни человека в исламе основывается на «ля иляха илля-ллах», и если человек говорит «ля иляха илля-ллах» его кровь и имущество становятся запретными.

Является ли простое произнесение слов «ля иляха илля-ллах» достаточным, чтобы кровь человека стала запретной, чтобы жизнь человека была защищена от мусульман?

Это тема, которая сначала нуждается в разъяснении смысла шахады, ее условий, ее столпов и того, что аннулирует ее.

Мы знаем, что «нет божества кроме Аллаха» означает «нет истинного божества кроме Аллаха», или «нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха«. То есть означает отвержение всех объектов поклонения, кроме Аллаха, Свят Он и Велик.

Слова «я свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха» означают признание того, с чем пришел Мухаммад, ﷺ, подчинение его приказам, веру в то, что он сообщил, избегание того, что он запретил, и поклонение Аллаху так, как он, ﷺ, это узаконил. Это хорошо известные вопросы, которые мы знаем с детства.

Итак, у «ля иляха илля-ллах» есть условия (шуруты), соблюдение которых необходимо для спасения от наказания Аллаха.

Можно сказать так: «ля иляха илля-ллах» имеет условия, при наличии которых жизнь и имущество человека становятся запретным в этой дунья, и условия, при наличии которых человек спасается от вечного Ада в Ахирате.

Таким образом, условия шахады (калимату-т-таухид) можно разделись на две части: условия, необходимые для того, чтобы кровь человека была запрещена в дунья, и условия, необходимые для того, чтобы спастись от вечного Ада в Ахирате.

Условия шахады для спасения в дунья

Условия, по которым жизнь человека становится защищенной в дунья, то есть, если человек просто произнесет слова шахады, то его жизнь, честь и имущество становятся запретны для мусульман. Итак, что это за условия? Этих условий два:

Первое условие: произнесение и подтверждение языком «ля иляха илля-ллах». Естественно, произнесение языком снимается с того, кто не может это сделать, например, с немого и т.д.

Человек обязан засвидетельствовать, что нет божества кроме Аллаха, то есть должен сказать сказать «ашхаду ан ля иляха илля-ллах» как это пришло в выше приведенном хадисе Муслима «Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не скажут, что нет божества кроме Аллаха, и если они скажут, что нет божества кроме Аллаха, то защитят от меня свою кровь и свое имущество, кроме как по праву, а их расчёт у Аллаха».

Второе условие: После произнесения шахады человек не должен совершать никаких действий, аннулирующих, то есть делающих недействительным, таухид. То есть, если человек произнес шахаду, а после этого совершил действие, делающее недействительным веру (иман), то тщетными становятся его поступки, и он выходи из имана и в следующей жизни он будет из потерпевших убыток. Почему? Потому что после произнесения слов таухида он совершил одно из действий, нарушающих таухид. Аллах говорит в Коране: Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, – не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения. (Пчелы, 106) То есть, Аллах пообещал наказать их.

Таким образом, чтобы жизнь, имущество и честь человека были запретными, защищенными Шариатом в этом мире, он должен произнести «ля иляха илля-ллах». И может быть так, что человек лицемер (мунафик), у которого нет убежденности в сердце, в его сердце сомнения или отвращение к религии, но при этом он прилюдно произносит «ля иляха илля-ллах» и не совершать действий, аннулирующих таухид, и тогда в этой жизни он считается мусульманином и к нему применяются ахкамы мусульман, а в действительности перед Аллахом он является лицемером-кафиром. Однако, если выявится для нас его лицемерие, то есть он проявит что-то из сомнений в исламе, или насмешек над религией Аллаха, или других видов действий, аннулирующих иман, не поможет ему «ля иляха илля-ллах», потому что он своими действиями аннулировал шахаду, став тем самым вероотступником (муртаддом).

Следовательно, условия, необходимые для того, чтобы жизнь человека была защищена, это произнесение «ля иляха илля-ллах» и избегание действий, аннулирующих таухид.

Это был первый вид условий шахады, условия для защиты человека в этом мире.

Что касается спасения от вечного наказания в Ахирате, то если человек произнес шахаду и выполнил ее условия, став тем самым мусульманином, но совершил определенные грехи, из-за которых заслужил наказание в Аду, то после наказание в Аду он в итоге попадет в рай, так как в нем присутствует основа таухида (аслю-т-таухид). И если человек придет к Аллаху в Судный День, имея основу таухида (аслю-т-таухид), то, даже если он совершал грехи и ошибки, и Аллах накажет его за это адом, всё равно в конце концов этот человек попадет в Рай, как это общеизвестно.

Условия спасения от вечного Ада

Каковы условия, которые необходимо выполнять человеку для того, чтобы спастись от вечного наказания в Аду? Заметьте, что мы говорим о спасении от вечного пребывания в Аду, а не от попадания в Ад. Ведь может быть так, что человек произнес шахаду, придерживался ее основ, имея тем самым основу веры (аслю-ль-иман), но совершил грехи, которые приведут его в Ад, да убережет нас Аллах. Однако мы здесь говорим о спасении от вечного пребывания в Аду.

По поводу количества этих условий ученые разошлись во мнениях, одни из них объединяют два условие в одно, другие наоборот разбивают одно условие на два и так далее. Но эти условия общеизвестны:

Первое условие: знание (‘ильм).

Знание значения слов «ля иляха илля-ллах». Необходимо чтобы человек, когда произносит «ля иляха илля-ллах», знал его значение.

Аллах, Свят Он и Велик: Знай, что нет божества, кроме Аллаха… (Мухаммад, 19), то есть, например, если к неарабу, который не понимает арабского языка, подойдет мусульманин и попросит произнести шахаду, и он произнесет ее вообще не понимая ее смысла… является ли он мусульманином? Нет. Почему? Потому что он произнес слова, значение которых не понимает. Он должен знать, что «ля иляха илля-ллах» означает «нет истинного божества, кроме Аллаха«. Он должен знать, что эти слова вводят его в Ислам, и что этими словами он отвергает всех ложных богов и все объекты поклонения, кроме Аллаха, Свят Он и Велик, и что поклоняться следует только Ему Одному.

Второе условие: убежденность (якын).

Убежденность не совместима с сомнениями.

Место убежденности в сердце, и мы не можем знать о нем. И поэтому убежденность не относится к условиям, необходимым для того, чтобы жизнь человека была защищена, то есть убежденность (якын) относится к условиям спасения в Ахирате.

Человек должен иметь убежденность, и при этом не иметь каких-либо сомнений. Потому что человек, сомневающийся в Аллахе, Его религии, и сомневающийся в шахаде, не является мусульманином. Аллах, Свят Он и Велик, говорит: Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений …(Комнаты, 15). Это и есть настоящие верующие — те которые уверовали и не испытывали сомнений.

Итак, первое условие — знание, второе — убежденность.

Третье условие: принятие, одобрение шахады, согласие с тем, на что указывают слова таухида, а это поклонение одному Аллаху и отказ от поклонения кому бы то ни было кроме Него.

Четвертое условие: подчинение (инкыяд).

Человек должен подчиниться тому, на что указывает шахада, говорит Аллах в Коране: Кто подчинил свой лик Аллаху, будучи творящим добро, тот ухватился за надежную рукоять, а решение всех дел – за Аллахом. (Лукман, 22).

Разница между принятием (къабуль) и подчинением (инкъияд) в том, что принятие относится к сердцу и к поступкам сердца, то есть человек принимает слова таухида всем сердцем, тогда как подчинение (инкъияд) относится к внешним проявлениям религии, то есть к подчинению приказам Аллаха.

Таким образом, принятие относится к сердцу, а подчинение к действиям тела.

Пятое условие: правдивость (сыдкъ).

Человек должен произносить слова шахады искренне, не будучи лгущим в этом и не проявляя лицемерия, как сказал посланник Аллаха: Тот, кто скажет: я свидетельствую что не божества кроме Аллаха и что Мухаммад посланник Аллаха искренне от сердца, тому Аллах непременно сделает запретным огонь Ада. (Муслим)

Шестое условие: искренность (ихляс).

Произнесение шахады не должно быть показухой для людей или из-за боязни смерти. Если человек произнес шахаду, боясь, что его убьют, то его кровь в этом мире становится запретной, однако в следующей жизни он не спасется от наказания Аллаха. Когда человек произносит «ля иляха илля-ллах» не желая награды Аллаха и вечного Рая, а желая только лишь спасения в этом мире, то в этом мире его жизнь считается запретной, однако в Ахирате ему не спастись от наказания Аллаха, потому что он не был искренен когда произносил слова таухида, как сказал об это посланник Аллаха, ﷺ: Аллах запретил огонь Ада для того кто сказал «ля иляха илля-ллах» стремясь к Лику Аллаха. (Аль-Бухари, Муслим)

Седьмое условие: любовь, противоположностью которой является ненависть и антипатия; любовь к Аллаху и к людям шахады, то есть мусульманам. Аллах в Коране говорит: Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее. (Корова, 165).

Это были вкратце семь условий «ля иляха илля-ллах». Некоторые ученые объединяют два условие в одно, другие наоборот разделяют одно условие на два. Смысл этих условий в том, чтобы человек спасся от вечного наказания в Аду. Однако чтобы кровь человека была запретна в этом мире, как мы уже сказали, существуют только два условия – произнесение «ля иляха илля-ллах», и избегание действий, аннулирующих таухид.

Итак, мы узнали условия «ля иляха илля-ллах».

Перевод: Абу Тальха

Оригинал

 

alisnad.com