О методе призыва пророка Юсуфа, мир ему, будучи в тюрьме

Всем известна история о пророке Юсуфе, мир ему, которая приводится в Коране. Мы слышали как брошенный своими братьями в колодец, а затем проданный в услужение египетскому вельможе Юсуф, мир ему, оказался впоследствии несправедливо осужден и брошен в тюрьму, как говорит об этом Коран: «на некоторое количество лет».

Таким образом, находясь в таком нелегком положении, перенеся такое количество испытаний, Юсуф, мир ему, попадает в тюрьму и прибывает там с двумя своими сокамерниками от 3 до 9 лет.

Казалось бы судьба Юсуфа печальна и ему остается только сидеть и горевать о той участи, которая ему досталась.

Однако Юсуф мир ему обладал нравом и решительной верой пророков и ничто не могло остановить его и сбавить его решимость. Находясь в таком состоянии когда он ограничен телом и ранен душой, он все равно не оставляет призыва к религии Аллаха. Он понимает этот призыв как важнейшую миссию своей жизни и не оставляет его даже в такое тяжелое для него время. Однако, он совершает этот призыв очень искусно, подобрав для него наиболее подходящее время и метод. Что же было особенного в его призыве. Давайте обратимся к Корану.

Методика Юсуфа, мир ему, в призыве

Юсуф мир ему не стал обращаться к своим сокамерникам–многобожникам с призывом сразу как только остался с ними наедине. Однако, он обратился к ним только после того как убедился в двух моментах.


Первое он убедился, что они ему доверяют, признают его как нравственного человека. Это видно из их слов: «…поистине мы видим, что ты из праведных». Второе, они почувствовали, что этот человек полезен для них, он может и хочет принести им пользу и они обратились к нему за этой пользой. Это видно из слов: «…разъясни нам значение этих двух снов…». Эти две вещи являются во многих случаях ключами открывающими дверца призыва к людям.

 
Послушаем слово Всевышнего:


36. Вместе с ним в темницу попали двое юношей. Один из них сказал: "Я видел, что выжимаю виноград". Другой сказал: "Я видел, что несу на голове хлеб, который клюют птицы. Поведай нам толкование этого, ибо мы считаем тебя одним из праведников".
37 Он сказал: "Не успеют принести еду, которой вас кормят, как еще раньше я растолкую ваши сновидения. Это — часть того, чему научил меня мой Господь. Воистину, я отрекся от религии людей, которые не веруют в Аллаха и не признают Последнюю жизнь.
38 Я последовал за верой моих отцов Ибрахима (Авраама), Исхака (Исаака) и Йакуба (Иакова). Нам не подобает поклоняться никому, кроме Аллаха. Такова милость Аллаха к нам и к человечеству, но большинство людей неблагодарны.
39 О мои товарищи по темнице! Множество различных богов лучше или же Аллах, Единственный, Могущественный?
40 Помимо Него вы поклоняетесь лишь именам, которые придумали вы и ваши отцы. Аллах не ниспослал о них никакого доказательства. Решение принимает только Аллах. Он повелел, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него. Это и есть правая вера, но большая часть людей не знает этого.
41 О мои товарищи по темнице! Один из вас будет разливать вино для своего господина, а другой будет распят, и птицы будут клевать с его головы. Дело, о котором вы спрашивали, уже предрешено".

Из этой истории, мой дорогой брат, мы понимаем, что нам необходимо постоянно учитывать две вещи в нашем призыве.


Первое. Мы должны отличаться высоким нравом, иначе может получиться так, что наш плохой нрав станет причиной затруднения для призыва или хуже того, да убережет от этого Всевышний тебя и меня мой брат, отвернет человека от религии истины. Будь всегда примером ислама, образцом нравственности и знай, что призыв состоит не только лишь из передачи слов и определенной информации, но также и в большей степени из нашего поведения. Постарайся сделать так, чтобы люди хотели тебя слушать доверяли тебе, видя твой нрав и достойное поведение.


Второе мой брат в исламе это польза, которую ты приносишь людям. Это важно с двух сторон. Во–первых, так как мы воспитаны на словах пророка, мир ему и благословение, что самый лучший из людей — это самый полезный для окружающих. Во–вторых, это важно с точки зрения призыва, так как люди не любят слабого, неспособного в чем–то помочь и принести пользу, и так как религиозная польза для них еще не открылась, ключиком к их сердцу может стать польза в делах этого мира.

Таким образом, мой брат постарайся помогать, но не просить о помощи, учить и наставлять, а не обращаться за советом и наставлением. Постарайся сделать так, чтобы люди нуждались в той пользе, которую ты можешь им принести. Это будет тебе наградой за оказанную пользу людям и возможностью получить еще большую награду через открывшиеся для призыва дверца. Да поможет Всевышний тебе и всем мусульманам вести призыв так, как его вели пророк и его сподвижники.

Абдулла Мухсин

Аль-Азхар