«Русская церковь мечтает о православном СССР»

«Русская церковь мечтает о православном СССР»

По случаю вояжа бандглаваря путинской тоталитарной секты РПЦ (ФСБ) Гундяева в Болгарию, софийская газета "Дневник" рассказала в статье "Русская церковь мечтает о православном СССР" ("Руската църква мечтае за православен СССР"), что на самом деле представляет собой эта самая "русская церковь".

Газета пишет (мы приводим статью в нашем собственном переводе с болгарского - КЦ):

"Для руководства Русской православной церкви идеальным государством является Византийская империя с её «симфонией между церковью и государством».

"Не будет преувеличением сказать, что многие из команды патриарха Кирилла были бы согласны, если бы в СССР  официальной идеологией был бы не коммунизм, а православие, это было бы отличный режим".

"Это православный Советский Союз. Поздний, брежневский, тихий, скучный, лицемерный, но наш, родимый".

Эти характеристики дают наблюдатели развития Русской православной Церкви за последние 20 лет, особенно когда в главе нее стал патриарх Кирилл. По словам социолога Сергея Филатова, например, "церковь не обращая внимания на критику".

В интервью журналу «Огонек» в апреле занимающийся вопросами социологии религии старший научный сотрудник Института по изучению Востока русский академии наук (РАН) прокомментировал проведенное неделю назад  многотысячного бдение в Москве "в защиту веры". Этому предшествовало широкое распространение церковью текста с  осуждением "ложных ценностей агрессивного либерализма".

Филатов, который также является главой "Энциклопедия религиозной жизни России", говорит, что очевидным стала подмена понятий. Естественно, сторонники однополых браков или сексуальной свободы неприемлемы для церкви, но циркуляр направлен против демократического движения и поэтому это любопытный феномен.

"Патриарх уверяет, что борется с безбожниками и атеистами. Но, простите, какой демократ является безбожником? Я изучаю русскую церковь с начала 90-х годов, и я прекрасно помню, что первым избранным губернатором, который начал тратить бюджетные средства на восстановление храмов, был Борис Немцов. А, может,  не православный это Алексей Навальный?  Или Григорий Явлинский, который всю жизнь был  активным христианином?

Я поражался, насколько наше общество,  включая его демократическую часть, было лояльно в отношении церкви (за что боролись, на то и напоролись - КЦ). На пальцах одной руки можно пересчитать людей, которые заявляют, что они атеисты, Даже текущая критика церкви не враждебна вере».

По словам Филатова, в таких комфортных условиях универсальный лояльности «церковь зазналась».

"Патриарх Кирилл - это влиятельный человек, живущий без всякого контроля со стороны общественности. Даже политики научились не выставлять напоказ свое богатство, и патриарх  до последней минуты этого тоже не делал. Его предшественник Алексей жил как осторожный монарх и создал себе роскошную жизнь. Но кто знает что-либо об этом?

Нужно понимать, что православные священники тоже люди грешные и борются с искушениями, а создание вокруг них ореол святости только способствует их антиобщественной деятельности.

Кирилл умный человек, и его кампания против демократов поразила многих своей самоубийственностью. Он не мог не знать, что произойдет, и поэтому сейчас строятся догадки, что именно ему обещали за этот жест. Кирилл не может быть самостоятельным политическим игроком - возвращение церковного имущества было пирровой победой, потому что церковь получила подарки, которые надо сохранять и поддерживать, и она тут же стала вечным просителем бюджетных средств. В этот финансовый план был вовлечен еще Алексий.

С другой стороны, антидемократическая, я бы сказал неославянофильская, идеология совершенно искренне разделяется большинством высшего православного духовенства.

Я следил за выступлениями патриарха перед выборами, и он, не агитируя ни за кого либо конкретного,  агитировал за конкретный строй, авторитарный, самодержавный  (Филатов плохо следил, Гундяяев агитировал конкретно за Путина - КЦ).

Создается впечатление, что руководству  РПЦ  нужен не Путин как человек, а Путин как самодержец. Если бы появился  Иван Грозный, то церковь, конечно, стала бы поддерживать его. Не будет преувеличением сказать, что многие из команды патриарха Кирилла согласились бы, если бы в СССР официальной идеологией стал не коммунизм, а православие, с их точки зрения получился бы отличный режим ".

Как часто Кирилл говорит: "Христос"?

Следующим вопросом «Дневника» в интервью с Филатовым было:

- Не странно ли все это, учитывая, что ключевые руководители синодальных отделов имеют прекрасное образование, служили за границей и считались «свежей кровью» в церковной жизни, чуть ли не  реформаторами?

"Скорее всего, Кирилл отобрал команду эффективных менеджеров, но не обязательно, что  их представления об эффективности связаны с демократией", ответил Сергей Филатов.

"В 2000 году, изучая религиозную жизнь в смоленской епархии, которую возглавлял Кирилл, я обнаружил активное участие церкви в создании патриотических организаций, общественных движений, религиозном образовании ... то есть, колоссальную светскую деятельность. При этом у Кирилла была выстроена идеальная бюрократическая система, которая была бы предметом зависти Святого Престола (Ватикана - КЦ), и еще тогда посвящал большую часть своих проповедей не вере, а ценностям «русской цивилизации». Число верующих от этого не увеличилось, но сейчас эта модель переносится в масштабы всей страны.

Сделайте простой опыт - сравните, как часто в своих обращениях патриарх произносит слово "Россия" и как часто - "Христос", и станут понятны  многие из его идеологических взглядов.

Это старая беда нашей церкви.  Через Сталина история обернулась злой насмешкой - легализация РПЦ (началась с осени 1943 года - прим. "Дневника") проводилась в рамках отказа от идеи мировой революции и возвращению к доктрине великой страны. Патриарху Сергий, получившему сан из рук тирана, потребовалось изобрести для церкви такое служение, которые позволили бы существовать в воинственной атеистической державе. И он придумал -  возникло "патриотического служения", согласно которому церковь рассматривается как оплот против "внутренних беспорядков".

СССР распался, но от сергиевой идеи - страшного и мучительного компромисса - до сих пор не могут отказаться. Примечательно, что первые договоры о сотрудничестве церковь подписала в 1995 году с министерством обороны и другими силовыми структурами. Сотрудничество с министерством здравоохранения было, однако, подписано только в 2003 году ".

Сергей Филатов поясняет, что это непостижимо и нежелательно, так как церковь обязана заниматься верой, а не вносить предложения по вопросам государственной политики.

"Именно эти предложения свидетельствую, что со времен Сталина  до сих пор ничего не изменилось. На этом фоне показателен опыт католической церкви, который  сыграл положительную роль в процессе перехода к демократии в Испании, Португалии и Латинской Америки. Ватикан также осторожный и вряд ли принял демократические идеи, возникшие в результате резко атеистическиъ движений XVIII-XIX века.

Но на II Ватиканском соборе в 60-годы демократия была официально признана в качестве религиозной ценности, которую каждый католик обязан защищать. Поэтому католические епархии в Испании, Португалии и Латинской Америки, несмотря на многообещающие щедрые подарки тиранов, выступили против диктатуры, и стал гарантом честных выборов.

Таким образом, в Латинской Америке, которая со времен независимости знала только диктатуру, быстро устанавливаются демократии. Безусловно, в ныншние секулярные времена церковь не может решить все проблемы, но ее роль в этом процессе была огромной".

В 2000 году церковь приняла документ «Основы социальной концепции", в которых много говорится о политике, геополитике и роль государства, но почти ничего не говорится о социальной работе самой церкви - создании приютов, помощи  бездомным, благотворительности ... Этот текст был подготовлен в отделе внешних церковных сношений московского патриархата под руководством Кирилла. В последнее время РПЦ принял документ в поддержку матерей и детей, которые выглядят как написанные политической партией - в них ничего не говорится том, как церковь будет помогать больным детям и матерям-одиночкам, но рекомендуется, что "государство должно запретить", "государство должно принять закон". 

Не то, что бы сегодня в России во многих местах некоторые священники не создали работающие приюты для детей и бедных, но роль патриарха в этом равна нулю, сказал Филатов.

Он пояснил, что новый патриарх первым делом приступи к укреплению централизации и созданию вертикали власти в церкви и пооткрывал новые отделы (что-то вроде министерств), которая часто останавливает работу наиболее инициативных священников.

"Следует отметить, что православная церковь не может быть полностью иерархической. Кирилл не имеет своего собственного КГБ, чтобы следить за всеми, и епископы еще с советских времен научились быть очень осторожными".

Православный советский народ (фото)

Аналогичной критике действия РПЦ подверглись комментатором газеты "Коммерсант" Олегом Кашиным. Он описывает свои личные впечатления в Москве о молитвенном бдении на Фоминой неделе следующими словами: "Это был  наш совершенно нормальный советский православный народ, и ни один из этих перечисленных эпитетов в этом предложении не является лишним. Именно  православный советский народ».

Кашин  вспоминает постепенное наращивание атмосферы в СМИ до начала мероприятия, на котором собрались десятки тысяч человек - начиная с рокеров, которые поддержали патриарха ночью в субботу мотопробегом по Москве. Он указал, что в храме "Христа Спасителя" был проведен политический митинг, а не христианское бдение и что патриарх Кирилл выступил с речью, а не с  проповедью.

Этот район был окружен новыми металлическими барьерами, полицейскими арками-металлодетекторами и народными дружинниками с повязками на руках, а подъезд был блокирован  самосвалами с песком.

"Тысячи людей стояли перед храмом, это был простой народ, совершенно обычные бюджетники в широком смысле этого слова. Автобусы, которые их ждали в Лужниках, возможно, были те же, что  два месяца назад, и  привезли людей из тех же регионов (и, возможно, тех самых людей) на митинги в поддержку Путина

Фундаментализмом (так некоторые либеральные комментаторы определяют действия элиты РПЦ - примечание "Дневника") и не пахло с  автобусов из регионов.  Автобусы, дружинники и перегороженные самосвалами улицы - это не православный Иран, это православный Советский Союз. Поздний, брежневский, тихий, скучный, лицемерный, но наш, родимый ".

Олег Кашин также описывает, как патриарх Кирилл призвал не допустить взрыва "Христа Спасителя" во второй раз, ставя, таким образом, на один уровень акцию девушек из группы Пусси райот" с бесспорными убийствами и взрывами Русской православной церкви со стороны большевиков. Все звучало очень типично для советской риторики.

Журналист также отметил, как, в отличие от митингов, когда мобильники и интернет-сети блокируются волной SMS-и твитов, фотографиями и видео, отправляемыми участникам, на этот раз все работало должным образом, вероятно, потому что никто не хотел отправлять что-либо с этого "самого странного мероприятия в новейшей истории русской православной церкви".-

Отдел мониторинга

Кавказ-Центр