Земли Чёрного знамени: Путешествие западного журналиста в южный Йемен

Земли Чёрного знамени: Путешествие западного журналиста в южный Йемен

«Аль-Каида… у них нет страны», — сказал мой йеменский охранник, когда мы проехали через тринадцатый и окончательный военный контрольно-пропускной пункт по труднопроходимой дороге с выбоинами, ведущей в город Джаар (ныне Вакар), новый оплот «аль-Каиды» в южном Йемене. «Когда они видят места, слабо контролируемые правительством — ленивым правительством — они идут туда».

Назвавшись «Ансар аш-Шариат» (или «Сторонники Шариата»), «аль-Каида» легко захватила Джаар в марте 2011. Она быстро переименовала этот тихий город в Вакар, что означает «уважение» или «величие», рассказал один из его новых жителей, и установили исламское правление.

Завоевание города, который его новые власти на всём протяжении моего визита настойчиво просили называть Вакаром, был лишь началом целой серии успехов «Ансар аш-Шариат». Группа использовала беспорядки в Йемене, произошедшие за последний год, для того, чтобы захватить контроль над большей частью провинции Абьян южного Йемена.

«Это похоже на то, что произошло при талибах в Афганистане», — сказал охранник.

Действительно, судьба йеменского Юга подтвердила давние подозрения Вашингтона, что «аль-Каида» на Аравийском полуострове (АКАП), созданная в результате слияния в 2009 году саудовской и йеменской ответвлений, установила там новый центр тяжести. В своём первом выступлении в Конгрессе в качестве директора ЦРУ Дэвид Петреус сказал, что АКАП «стала наиболее опасным региональным ответвлением в глобальном Джихаде». Его заявление было сделано на фоне новой утечки о том, что ЦРУ готовят очередные списки с именами бойцов «аль-Каиды» в южном Йемене для их убийства при помощи беспилотников.

Новое хрупкое правительство Йемена в настоящее время зажато между возрождающейся «аль-Каидой» и американскими антитеррористическими операциями. Накануне моей поездки в Джаар новоиспечённый президент Йемена Абду-р-Рабб Мансур аль-Хади начал смелую военную операцию, направленную на отвоевание города Зинджибара, столицы Абьяна, в адском противостоянии на пути к установлению государственного контроля над, казалось бы, неуправляемым регионом. Однако атака потерпела фиаско: не менее 185 йеменских солдат были убиты в ходе боевых действий и ещё 73 были взяты в плен, что стало козырем для освобождения заключённых сторонников «аль-Каиды».

По словам сопровождающих меня членов «аль-Каиды», я был первым нейеменским журналистом, который посетил их провинцию. Когда я встретил их, они приветствовали меня так же, как и многие другие йеменцы, которых я встретил в стране. Было ли это потому, что я журналист, или же они стремились к созданию позитивного имиджа? А может они искренне верят, что американцы могут сосуществовать с джихадистами?

Город Вакар (быв. Джаар). Пять металлических баллонов с газом лежат без присмотра на кресле работника АЗС. Это стало доказательством полной безопасности города, сказал один из членов «Ансар аш-Шариат». «У нас даже нет необходимости охранять топливо. Это место безопасно от воров», — добавил он.

 

 

Верблюжий караван

 

По словам йеменского правительства, около 100 000 человек покинули свои дома в Абьяне, когда в мае началась борьба между «аль-Каидой» и правительственными войсками. Когда мы приблизились к Джаару, то заметили фургоны, загруженные беженцами из Абьяна, большинство из которых было со своими имуществом — они двигались мимо нас в противоположном направлении (в сторону города).

Сохраняя веру

Чёрно-белый флаг «аль-Каиды», который не спутаешь ни с чем, установлен над ржавой железной бочкой у входа в Джаар. На флаге написана фраза на арабском — Шахада: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — Его Посланник», а  сверху полная луна. Этот символ в Джааре везде.

Новый шериф

Бойцы-джихадисты — это и мужчины, и молодые парни, все вооружены автоматами Калашникова, ручными гранатами и кинжалами, они патрулируют Джаар по пыльным дорогам на мотоциклах, предоставленных им «Ансар аш-Шариат».

Военные трофеи

Члены «Ансар аш-Шариат» гордо поднимают флаг «аль-Каиды» над йеменским военным автомобилем, который был захвачен днём ранее в бою около Зинджибара, в результате которого было убито 185 йеменских солдат и 73 похищены. Мужчины утверждали, что они также захватили 2 больших грузовых автомобиля, полных оружия. В заявлении АКАП говорится, что помимо этого у военных были захвачены танк и две машины скорой, а также гранатомёты, артиллерийские и зенитные орудия.

Пир с «аль-Каидой»

После нескольких напряжённых и неясных минут, последовавших за моим приездом в Джаар, когда солдаты определяли цель моего визита, старший член «Ансар аш-Шариат» посмотрел прямо на меня и сказал: «Никаких проблем, никаких проблем». Он и его товарищи, у которых я гостил весь день, настаивали на том, чтобы мы поели вместе. Сидя по-турецки на бетонном полу, отрезанном от остальных частей здания, мы брали горсти риса вместе жареным мясом и ели их, а затем попробовали свежесрезанные яблоки, апельсины и бананы.

Во время трапезы мы обсуждали бесконечную войну между «аль-Каидой» и правительством США.

«Пока Америка будет навязывать нам демократию, мы будем продолжать бороться, — сказал один из членов „Ансар аш-Шариат“, — Мы не хотим демократии. Мы хотим, чтобы нас оставили в покое».

Шариатская тюрьма

 

Красные линии и последствия переступания через них чётко размечены в Исламском Эмирате Вакар. «Если вы будете воровать еду с рынка, потому что вы голодны, мы не будем отрубать вам руку. Но, конечно, мы посмотрим на обстоятельства, — сказал член „Ансар аш-Шариат“, —  Например, если вы украли во время молитвы, или если вы украли больше $65, то мы отрубим руку».

Заместитель

 

Солдаты «Ансар аш-Шариат» предложил мне задать пару вопросов жителям Джаара, которые курят сигареты и жуют местный наркотик — кат, терпимы ли новые власти к их порокам. Мужчины сказали, что могут жевать и курить, когда захотят. «Мы считаем, что сигареты и кат являются греховными, — сказал один из солдат. — Это плохо для общества, но они не запрещены. Мы стараемся убедить людей отказаться от своих грехов, но не заставляем их».

Действительно, солдат добавил, что «Ансар аш-Шариат» закрыли рынок с наркотиками на окраине города, когда захватили Джаар, но не ликвидировали его полностью. Некоторые в Йемене заявляют, что снисходительное отношение со стороны группы нужно для привлечения новых членов, и в будущем они будут бороться и с маленькими проступками.

Ракеты не делают различий

Мальчик из Джаара, стоящий перед зданием «Ансар аш-Шариат», рассказал, что оно было разрушено саудовской ракетой (что я не могу проверить). В тот момент в здании никого не было, однако он сказал, что некоторые получили ранения. Пока он говорил, он смог услышать «гул беспилотника в небе», однако никакого удара беспилотников по Джаару не последовало. «Только ракеты», — добавил он.

Противоречивые отзывы

Многонациональный, многоэтнический народ Вакара окружает наш фургон в конце дня у центрального рынка. Было много зевак, которые интересовались, кто мы такие, зачем мы приехали, и как мы смогли получить доступ в город. Некоторые проявили негодование при виде американца в своём городе, тогда как другие оказали традиционное йеменское гостеприимство, настаивая, чтобы мы остались на ночь у них. Однако, как было заранее оговорено с «Ансар аш-Шариат», мы покинули город как раз перед заходом солнца.

Цели

 

Двое йеменских мужчин проходят мимо разбомбленной мечети, которая, по их словам, стала мишенью для иностранных ракет за последний год боёв за Зинджибар. На вопрос, как они узнали, чьи ракеты попали по мечети, члены «Ансар аш-Шариат» заявили, что могут определить по мощности взрыва: «…Йеменские ракеты слабые, саудовские ракеты средней мощности, а американские ракеты очень мощные».

Перевод UmmaNews 

 

Отдел мониторинга

Кавказ-Центр