ПАРИЖ. Французский закон о «геноциде армян» можно отменить

27 декабря 2011 в 16:19

В нижней палатой парламента Франции законопроект, криминализирующий отрицание так называемого «геноцида» армян,  приняли в нарушение Конституции Франции.  По этой причине, при желании, закон может быть отменен, даже если он будет проголосован в Сенате и подписан президентом Франции. Об этом сообщил глава азербайджанской общины Крыма Рагим Гумбатов.

«Как принято говорить, шайтан кроется в деталях. Поэтому мы стали внимательно изучать дебаты по данному законопроекту в нижней палате французского парламента. Выяснилось, что, во-первых, было достаточно противников принятия данного закона» - сказал Рагим Гумбатов.

«Во-вторых, обсуждение не обошлось без скандалов - сторонники принятия законопроекта перебивали оппонентов различными выкриками, пытались «закрыть им рты» возгласами: «стоп», «хватит», «позор» и т.д.

В-третьих, некоторые выступающие задавали резонные вопросы: а как быть с геноцидами, совершенными самой Францией в Руанде, Камбодже, Алжире и др.?

В-четвертых, и главное, депутаты говорили о том, что принятие закона является неконституционным шагом, поскольку главный закон Франции не предусматривает принятие парламентом закона о каком-либо геноциде.

В частности, об этом говорил Мишель Дифенбахер, напомнивший слова Роберта Бадентэ, который ранее заявил: «Закон неконституционный, потому, что, очевидно, статья 34 Конституции не позволяет парламенту высказываться таким образом по историческим событиям», он также добавил, что у парламента нет компетенции, чтобы ставить на голосование такой закон.

Кроме того, парламентарий высказался относительно Холокоста, который международным судом был признан геноцидом, и задался вопросом: в случае армян на какое решение суда мы можем сослаться?  Я не буду голосовать за этот закон, потому что это значило бы оказывать очень плохую услугу самим армянам, добавил французский депутат» - сообщил Р.Гумбатов.

«Обратило на себя внимание то, что депутаты во время дебатов по законопроекту путались в цифрах: один говорил о 1,2 миллионах, другой о полутора миллионах жертв «геноцида». Также было много упоминаний об обмане армян. Франсуа Пуппони сказал, что «мы будем ставить на голосование этот закон, надеясь, что парламентский процесс пойдет до конца, и мы снова не обманем армянскую общину, французов армянского происхождения. Слишком часто мы их предавали и обманывали, слишком часто мы их разочаровывали». Как тут не вспомнить уместный анекдот, когда Смит-младший пришел домой и говорит отцу: Папа, помнишь дело Джексона, который ты вел почти двадцать лет? Я сегодня выиграл это дело. Отец сажает сына в кресло, сам садится перед ним и говорит: Послушай, сынок, я благодаря этому делу приобрел дом, вырастил тебя, дал тебе образование, купил себе машину, тебе тоже А ты что наделал?...

Надо полагать, не одно поколение французских парламентариев приобрели дома, вырастили детей, купили машины на «признании геноцида», теперь то же самое делают на криминализации «отрицания геноцида», и дальше, наверное, придумают еще что-нибудь для заполучения денег у армян.

Жак Миард затронул Рамочное соглашение Евросоюза от 2008 года. По его словам,  это соглашение не осуждает как таковое отрицание исторического факта - осуждение должно наступать тогда, когда поведение осуществлено таким образом, чтобы побуждать к насилию и к расовой ненависти.

По словам оппонентов законопроекта, статья 34 Конституции Франции устанавливает точные границы и ограничения того, что попадает в область права. Нигде в статье 34, не сказано, что закон может признать геноцид.

Рагим Гумбатов привел несколько цитат из выступлений французских парламентариев. Лионель Тарди говорил, что в принципе выступает против любых форм ограничения свободы выражения мнения, каковое устанавливается этим законопроектом. Жан-Кристоф Лагард  подчеркнул, что действительно, Франция иногда совершала военные преступления. Жан-Филипп Маурер сказал, что Франция становится новым международным прокурором, с синдромом «великой нации», которая собирается преподавать уроки истории на всей Земле.

По мнению Рагима Гумбатова, Турция отреагировала на это событие слишком несоразмерно. «Не подобает такой великой стране проявлять подобную нервную реакцию на такие «мелочи» жизни. Вместо этого следовало бы принять адекватные превентивные продуманные меры без «шума и пыли». Например, группа французских граждан турецкого происхождения или объединение турецкой диаспоры могли подать в суд на инициаторов законопроекта, поскольку он нарушает основные права человека, защищенные как Всеобщей декларацией прав человека, так и Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Кстати, о том, что законопроект нарушает свободу слова, говорили также депутаты парламента Франции», - подчеркнул Гумбатов.

Кроме того, можно было инициировать отзыв тех депутатов, которые были ярыми сторонниками или инициаторами принятия данного закона. Можно предположить, что только само начало этой процедуры отпугнуло бы многих сторонников этой идеи. Также можно найти другие рычаги воздействия.

Не лишним будет отметить, что впервые в мире отмененное в Украине решение властей о «признании геноцида» армян также было принято с нарушением законодательства страны. А проведенная юридическим Управлением парламента и прокуратурой Автономной Республики Крыма проверка обстоятельств появления в повестке дня принятого постановления Верховной Рады АР Крыма о «признании геноцида» на полуострове, выявила также нарушений Конституции и законодательства Украины и Крыма при принятии этого документа, который также подлежит отмене.

Таким образом, один грамотный юрист может похоронить результаты многолетней и многомиллионной борьбы армянской диаспоры. Причем, отменить можно не только еще не ставший законом криминализацию отрицания, а также действующий закон о признании «геноцида» во Франции.

«Вызывает сожаление, что армяне позволяют использовать трагическую страницу в истории двух народов в ракурсе, способствующем усугублению и без того напряженных отношений, не располагающем создания атмосферы доверия, будущему примирению. Очевидно, что в данном случае цели и задачи армянской диаспоры, пытающейся подвести ситуацию с «признанием геноцида» к материальному возмещению со стороны турок, и армянского народа, пытающегося выживать в условиях враждебного отношения своего государства по отношению к своим соседям, оказывающим ощутимое влияние на благополучие граждан Армении, расходятся.

«Не пора ли ответить на отнюдь не риторический для армян вопрос: станет ли лучше жить армянский народ после «признания геноцида» или криминализации «отрицания»?! Не лучше ли использовать потенциал диаспоры для создания позитивных изменений во взаимоотношениях стран региона?» - резюмировал Рагим Гумбатов.

Отдел мониторинга

 

Кавказ-Центр