Киллер Махаев опровергает свою причастность к убийству трех чеченцев

9 октября 2011 в 00:20
Киллер Махаев опровергает свою причастность к убийству трех чеченцев

Журналист лондонской газеты The Independent Шон Уолкер рассказал об убийстве трех чеченцев в Стамбуле. Статья опубликована в номере The Independent за субботу 8 октября. Шон Уолкер пишет:

"В небольшой чайной в Зейтинбурну, кишащем беженцами и иммигрантами районе на европейской стороне Стамбула, мало что происходит интересного. Уже 15 лет одна и та же компания турок собирается там каждый день покурить, поиграть в карты и поговорить о футболе.

Однако 16 сентября в 14:42 они услышали серию глухих звуков. Выглянув в окно чайной, ее владелец увидел распростертых на земле трех человек рядом с черной машиной. Затем из машины вышел человек и выстрелил несколько раз в лежащие тела.

"Ему было, может быть, 50 лет. У него была бледная кожа, он  не турок", вспоминает владелец чайной. "Он был очень атлетическим, прыгал вокруг, когда стрелял, хотя не было видно, что он паникует. Затем он вернулся в машину и спокойно уехал".

Три человека лежали на мостовой, их кровь сочилась через булыжники толстыми струйками. Двое из жертв были убиты выстрелами в голову и были явно мертвые. Третий казался еще живым. Его левая рука слегка подергивала, а один человек из толпы нащупал слабый пульс. Однако к тому времени, когда через десять минут приехали полиция и скорая помощь, он уже умер.

Главной целью нападения был без сомнения Берг-Хадж Мусаев, боец мятежник Имарата Кавказ. Он не был, как утверждают русские СМИ, известным Амиром Хамзатом, заместителем Докку Умарова, самого разыскиваемого человека в России. Однако это был высокопоставленный боец, о чем свидетельствует фотография, на которой он заснят вместе с Умаровым.

Мусаев приехал в Стамбул за 18 месяцев до этого, согласно чеченским источникам в городе, для лечения раны, которую он получил в столкновении с русскими войсками. На видео, снятом непосредственно после ранения, видна ужасная открытая рана на руке Мусаева, с отсутствующим мясом величиной с яблоко.

Сепаратистский боец слабо улыбается и декламирует стихи из Корана.

Остальные два человека, застреленные перед чайной, родом из того же села в Чечне, как и Мусаев. Как представляется, они просто оказались в неправильном месте в неправильное время.

Источник, близкий к следствию, раскрыл газете The Independent, что турецкой полиции удалось до сих пор выяснить.

Полиция считает, что в убийство было вовлечено 8 или 9 человек, разбитые на три группы: одна занималась разведкой, другая организационными вопросами, а третья убийством.

55-летнй человек, путешествующий под именем Александр Жарков, как кажется, был общим организатором. Как утверждается, его помощником был более молодой человек, блондин, который пользовался именем Надим Аюпов. Он оставил в своем гостиничном номере флешку USB со своими фотографиями, на которых он позирует на фоне свастики и плохо написанных стихов.

Источник назвал двоих из остальных подозреваемых: женщину, известную как Мария М., которая была заснята, когда она бежала из Турции в аэропорту Стамбула на следующий день после убийства, и Зияуддина Махаева, чеченца с предполагаемыми связями со скандальным президентом республики Рамзаном Кадыровым, хотя его спикер отрицает, что они была в близких отношениях.

Полиция собрала записи с аэропорта и данные GPS с арендованных машин и составила схему перемещений Жаркова и Аюпова.

Последний прибыл в Турцию 1 сентября, за 16 дней до убийства. Жарков прибыл на день позже. Они оба арендовали машины - черный опель и белую машину.

4 сентября они встретились на трамвайной остановке на классической явке в духе романов плаща и кинжала и были засняты видеокамерами безопасности.

Они отправились в Зейтирбурну и провели несколько часов, осматривая местность и расположение улиц. На следующий день они туда возвратились, как кажется, чтобы выбрать место, где оставить машину после убийства. В этот вечер обе машины были перегнаны через Босфор на азиатскую сторону и запаркованы на автостоянке в районе Кадикой на 5 суток.

Полиция  подозревает, что в это время киллеры взяли оружие и другую оснастку, возможно, переправив все это на корабле.

10 сентября оба остановились в гостинице в Султанахмете, главном туристическом районе Стамбула, в непосредственной близости от собора Софии и Голубой Мечети. Местный источник, который знает название гостиницы и неоднократно говорил с этими двумя людьми во время их пребывания в гостинице, согласился рассказать о них газете The Independent на условиях анонимности.

"Это было совсем странно. Иногда он говорил на превосходном английском и использовал действительно сложные слова, а в другие разы он говорил с сильным русским акцентом и притворялся, что он ничего не понимает", сообщил источник об Аюпове.

"У него, однако, было чувство юмора, он смеялся и шутил. Более старший тип (Жарков) был гораздо более серьезным и отвечал на всё словами "да" или "нет".  Было ясно, что он прекрасно понимает английский.

"Иногда эти два человека не возвращались ночью в гостиницу, сказал источник, а в другое время они приходили с другими людьми, в одном случае это была женщина в тюрбане (хиджабе).

"За два дня до убийства они попросили гостиничный персонал помыть машину, они сказали, что собираются поехать туда, где сделают действительно хорошую, тщательную работу".

Утром в день убийства обе машины уехали из Султанахмета, а черная машина, в которой находилась команда киллеров, была запаркована поблизости от чайной, сразу же после полудня.

Белая машина поджидала на договоренном месте для пересадки. В 14:42 три чеченца вышли после молитв из находящейся поблизости мечети. Они были расстреляны, когда переходили улицу, двумя людьми, находившимися в машине, а третий произвел контрольные выстрелы в головы.

Машина доехала до запланированного места, где подозреваемые агенты ее сменили. Белая машина плутала по Стамбулу, а затем была оставлена на автостоянке в непосредственной близости от проспекта Истиклал - пешеходной зоне для ночной жизни города.

По наводке полиция послала агентов в штатском наблюдать снаружи за гостиницей Жаркова и Аюпова. Полицейские считают, что Жарков вернулся к гостинице, но заметил агентов и бежал.

Позднее полиция совершила налет на гостиничный номер и обнаружила там паспорт Жаркова, флешку USB Аюпова, а также пистолет, прибор ночного видения и пару биноклей.

Источник в местной полиции рассказал, что на улицах Султанахмета было размещено более 40 полицейских в штатском, из которых некоторые были переодеты туристами, чтобы задержать этих двоих людей, но им удалось уйти от обнаружения и проскользнуть через сеть. С этого момента их след теряется".

Между тем турецкая пресса сообщила, что в деле об убийстве трех чеченцев в Стамбуле фигурирует ещё один человек – Аслан Оздоев. Как пишут газеты, этот человек возможно имеет отношение к предыдущим убийствам в Стамбуле. Кроме того, фамилия Оздоев всплыла в ходе расследования убийства бывшего телохранителя Кадырова в Вене (Австрия) – Умара Исраилова.

Турецкая пресса ссылается на официальные данные спецслужб Франции, которые и выявили Аслана Оздоева и его группу киллеров, состоявшей из трех человек.

По данным французских спецслужб Оздоев въехал на территорию Франции из Минска через Брюссель. Киллер с тремя подельниками прибыли в Страсбург с целью организации покушения не некоторых бывших деятелей ЧРИ, однако спецслужбы Франции, получив оперативную информацию, выделили охрану возможным жертвам и тем самым  вспугнули убийц, которые незамедлительно покинули Францию.

Тем временем один из главных подозреваемых в убийстве трех чеченцев в Стамбуле 16 сентября, помощник Кадырова, бывший координатор строительства мечети в оккупированном Джохаре, Зияуддин Махаев заявил в интервью турецким журналистам по телефону, что не имеет отношение к убийству.

Вместе с тем он признал, что в день убийства 16 сентября все же находился в районе Зейтинбурну, однако якобы весь день провел на одной из фабрик по делам бизнеса.

Он также утверждал, что не знает членов группы киллеров - Жаркова, Аюпова и других, в том числе и Марию М., которую он, по данным турецких спецслужб, вывез из Стамбула через день после убийства под видом своей жены.

Махаев выразил опасение, что из-за опубликованных турецкой прессой сведений он и его родственники могут стать жертвами кровной мести.

Зияуддин Махаев заявил, что часто помогает в качестве переводчика турецким журналистами и бизнесменам, в том числе во время встреч с Кадыровым, поэтому, мол, он и запечатлен на некоторых фото и видео вместе с Кадыровым.

Напомним, что ранее один из помощников Кадырова – Альви Керимов – утверждал, что ни ему, ни Кадырову якобы вообще не известен человек по имени Зияуддин Махаев.

***

Зияуддин Махаев в зеленой тюбетейке с красно-белой полоской справа

***

Зияуддин Махаев слева и Амруддин Эдильгириев во время встречи с вице-премьером Турции Бюлентом Арынчем

***

Зияуддин Махаев (второй справа) в свите Кадырова во время посещения очередного "святого места"

***

Отдел мониторинга

Кавказ-Центр