Россия внесена в число стран, представляющих киберугрозу Америке

30 декабря 2010 в 16:41
Россия внесена в число стран, представляющих киберугрозу Америке

Согласно сообщениям СМИ, по заказу министерства внутренней безопасности США было проведено исследование потенциалов ряда стран в области ведения информационной войны.

Исследование предпринято в рамках совершенствования Национальной стратегии безопасности киберпространства США.

Исследование сосредотачивалось на оценке значения научно-технического и организационного потенциала в области информационных технологий, способного привести к созданию приемов и способов информационного вторжения в критические компьютерные системы США, а также на изучении мотивов подобных действий со стороны суверенных государств.

Подобные работы проводятся американскими экспертами достаточно регулярно. Особенностью отмеченного исследования является то, что основной объект изучения – государства.

В последние годы для американских экспертов было более характерным изучение аналогичного потенциала экстремистских и террористических групп, хакеров и их сообществ, но не суверенных государств. Кроме того, необычен перечень стран, чей потенциал оценивался в ходе исследований.

Так, в перечень стран, представляющих угрозу безопасности США в информационном пространстве, были включены: Россия, Китай, Индия, Иран, КНДР, Пакистан.  Подобное перечисление стран учитывает уровень исходящей от них угрозы. В качестве стран, представляющих потенциальную угрозу для США, указаны т.н. "Израиль", Сирия и республики бывшей Югославии.

Одним из выводов исследования является утверждение о том, что процессы обработки (не важно, кем или чем - компьютером или человеком) информации являются важнейшей целью в современной войне.

Характерным является также оцениваемая степень воздействия на информационную инфраструктуру США. По мнению экспертов, реализация сегодня наиболее пессимистичного сценария, типа «электронного Перл-Харбора», в котором агрессор малыми силами групп хакеров способен полностью вывести из строя сети связи и коммуникаций, в США маловероятна.

Скорее следует ожидать действий, способных скомпрометировать отдельные узлы внутренних корпоративных и государственных информационных сетей, ухудшить показатели качества связи, нарушить торгово-финансовые операции, спровоцировать сбои в критических системах (на транспорте, в здравоохранении и др.).

То есть, таких действий, которые в прямую не могут быть квалифицированы как агрессия, но оказывают существенное влияние на экономику страны, управляемость государства и общества в целом и могут проводиться как в мирное, так и в военное время. Анализируя способности стран проводить подобные действия, авторы исследования отмечают следующее.

Россия. Эксперты отмечают, что Россия сегодня имеет достаточно эффективную доктрину информационной войны. Вооруженные Силы России активно сотрудничают с экспертами в области информационных технологий и академическими кругами с целью совершенствования ее приемов и методов.

Кроме того, Москва сегодня имеет опыт в проведении информационных операций против чеченских информационных сайтов.

Эксперты также отмечают, что Россия продолжает проводить разведывательно-поисковые операции в государственных и частных информационных сетях Соединенных Штатов.

Вместе с тем, эксперты склонны считать, что специальные службы РФ или ее Вооруженные Силы в сегодняшних условиях не имеют мотивации к проведению скрытых дестабилизирующих действий в американских информационных системах и сетях.

В целом эксперты подчеркивают, что за последнее время существенно возрос потенциал проведения информационных операций в отношении критических информационных систем в США. Развиваются не только системы защиты информации, но и средства нападения, что приводит к существенному росту общего числа инцидентов в области компьютерной безопасности.

В качестве основного вывода исследования, авторами рекомендуется руководству Министерства внутренней безопасности США предпринять дополнительные меры по усилению безопасности информационного пространства, прежде всего в массовом частном секторе и бизнес-секторе.

Отдел мониторинга
КЦ