США против Европы. Джеймстаунский Фонд возмущен арестами в Европе

9 декабря 2010 в 21:26
США против Европы. Джеймстаунский Фонд возмущен арестами в Европе

Американский Джемстаунский Фонд (Jamestown Fund) прокомментировал последние события в Европе в связи с массовыми арестами мусульман, безосновательно обвиненных в каких-то «террористических намерениях».

КЦ приводит перевод данного комментария с незначительными сокращениями.

Jamestown Fund:

- Массовые аресты якобы террористов в трех европейских странах - Бельгии, Голландии и Германии - были показаны по телевидению в Голландии и Бельгии в конце ноября. Кампания началась с громких заголовков об арестах людей из «чеченского отделения исламистов».

В интервью русской службе Би-би-си Ливе Пелленс, спикер бельгийской федеральной прокуратуры, пояснила, что среди арестованных 23 ноября есть два российских гражданина чеченского происхождения.

Группа подозреваемых, находящаяся сейчас под полицейским арестом, также включает трёх граждан Бельгии марокканского происхождения. Их схватили в бельгийском городе Антверпен.

Трех граждан марокканского происхождения арестовали в Нидерландах, а два человека были арестованы в Аахене, Германия, около бельгийской границы.

"Арестованные подозреваются в вербовке людей и сборе фондов, а также в призывах в Интернете присоединиться к Джихаду", цитируются слова Пелленс и добавляется: "Они вербовали тех, кто был готов присоединиться к Джихаду и пройти специальное обучение в лагерях, включая лагеря в Чечне".

Используемое Пелленс выражение "включая Чечню" должно, судя по всему, подчеркнуть важность этого «особого места». Хотя, как представляется, есть более важные места, чем Чечня, на которые якобы нацелилась эта группа. Чеченская тема была сознательно усилена и помещена на первый план в сообщении прокуратуры.

И это действительно так, потому что члены группы, "возможно, координировали" свою деятельность для оказания помощи организациям боевиков.

До сих пор всё это только предположения, так как не было представлено доказательства вины арестованных людей. Даже если подобная сеть действительно существовала, трудно поверить утверждениям, что она занималась пересылкой денег на Кавказ.

Намного гораздо проще для исламских джамаатов на Северном Кавказе получать финансовую помощь от местных источников, чем через сложные денежные переводы из Европы в Чечню. Тут Пелленс опоздала со своими обвинения на 7-8 лет.

По состоянию на 27 ноября семь якобы террористов продолжают находиться в заключении в Бельгии.

Это не первая волна античеченских демаршей в Европе. В декабре 2002 года было помпезно объявлено о раскрытии "чеченской сети" в пригородах Парижа Сан-Дени и Курнев.

Было арестовано несколько алжирцев. Их обвинили в планировании террористических атак против русских интересов во Франции, и в первую очередь и прежде всего против русского посольства.

Следователь Жан-Луи Брюгьер (Jean-Louis Bruguière) постоянно возвращался к этой теме. В результате в 2004-2005 гг. по Франции прокатилась шумная кампания, направленная на уничтожение чеченской террористической сети.

В одном эпизоде следователь Брюгьер обнаружил «чеченский след» поблизости от города Лион. Несмотря на это, ни один чеченец никогда не был арестован, также не было открыто никакого следствия против чеченцев.

Парадоксально, что название "чеченская сеть" было использовано только из-за одного человека среди нескольких десятков арестованных. Это название появилось благодаря одному алжирцу, который якобы ездил в Панкийское ущелье в Грузии в 2001 году. Однако этот факт никогда не был подтвержден.

Этого было достаточно, чтобы записать всех арестованных алжирцев в мифическую "чеченскую сеть". Кстати, многие их них были позднее выпущены из тюрьмы из-за отсутствия доказательств.

И, наконец, в 2006 голу перед французским судом оказалось 26 «исламистов». Среди осужденных не было ни одного чеченца (все он были родом из Северной Африки), никто из них никогда не был в Чечне и никогда не имел контактов  с чеченскими командирами.

Однако лживый ярлык "чеченская сеть" остался. В памяти французской общественности осталось, что были якобы чеченцы, которые хотели взорвать Эйфелеву башню в Париже.

Последние аресты в Бельгии, Нидерландах и Германии аналогичны тому, что произошло несколько лет назад во Франции. В освещение их в прессе уделяется непропорционально высокое внимание к Чечне.

Комментаторы один за другим стараются расписать в своих раздутых репортажах «чеченских исламистов», которые якобы хотят организовать террористические акты, хотя бельгийский федеральный прокурор ничего конкретного не сказал, кроме того, "что цель террористической атаки не была указана в конкретной формулировке"

Это означает, что власти не знали, какие были цели у якобы террористов. Даже когда по телевизору показывали лица подозреваемых северо-африканского происхождения, комментаторы продолжали подчеркивать «чеченский фактор».

Отрицательный имидж Чечни, созданный много лет назад русским правительством, как кажется, работает в Европе, так как прослеживается желание видеть в каждом инвалиде (один из арестованных инвалид) эмиссара Аль-Каеды или Осамы Бин Ладена.

Необходимо отметить, что чеченцы часто устанавливают личные контакты в мечетях с мусульманами европейских стран. Не удивительно, что чеченцы ищут слова поддержки и понимания среди мусульманского населения в Европе, так как немусульманская общественность, как кажется, более не интересуется тем, что происходит на Северном Кавказе.

В одном только Евросоюзе сейчас проживает около 100.000 чеченцев. В политическом смысле чеченская диаспора не является однородной. Она включает в себя тех, кто поддерживает Имарат Кавказ, а также тех, то поддерживает идею о независимой Чеченской Республики Ичкерия. Некоторые из них не особо любят других, а некоторые поддерживают Кадырова.

Роль чеченской диаспоры в Европе и её влияние на чеченский внутренний дискурс в Чечне в последнее время возросли. Как партизаны, так и промосковское чеченское руководство пытаются использовать диаспору в свою пользу. Власти Грозного считают, что  для их собственной безопасности было бы лучше, если бы им удалось нейтрализовать членов диаспоры, заманив их обратно в Чечню под контроль ФСБ России.

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что, несмотря на свои политические убеждения, маловероятно, что проживающие в Европе чеченцы будут подрывать свою собственную безопасность.

Очень неправдоподобно звучат заявления, что сторонники Имарата Кавказ будут устанавливать контакты в целях организации террористических актов, не говоря уже об их личном участии в таких актах.

Это просто не будет в их интересах, потому что такие контакты могут поставить под угрозу их беженский статус, не говоря уже о том, чтобы подвергнуть риску свои семьи и родственников, проживающих в этих странах.

Поэтому более вероятно, что арестованных в Бельгии чеченцев обвинят во вторичных связях с исламскими организациями в Европе, но ни в чем, более серьезном.

Москву, видимо, раздражает тот факт, что за 11 лет существования чеченской диаспоры в Европе до сих пор ни один из ее членов не был приговорен за терроризм.

Отдел мониторинга
КЦ