Пят., 28.01.1436 Hjr / 21.11.2014, 04:07 по Имарату РусскийEnglishtürkçeعربي

главное

зеркала

версии
Google
Kavkaz-Center
WWW
Наша кнопка

Экспорт новостей
 
КавказМнение Также в этом разделе

К 19-летию провозглашения ЧРИ и 3-х летию Имарата Кавказ: От демократии к Эмирату

Время публикации: 6 сентября 2010 г., 15:46

От демократии к Эмирату или очередной виток спирали 

 

6 сентября 1991 года была провозглашена демократическая 

Чеченская республика Ичкерия.

 

25 Рамадана 1428 года (25 октября 2007 г.) ЧРИ была упразднена и провозглашен Имарат Кавказ — единое Кавказское Исламское Государство

 

***

 

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного

 

Мир и благословение Пророку Мухаммаду, его семье, сахабам и всем, кто следует прямому пути до Судного Дня!

 

Говорят, что история движется по спирали. Правда, анализируя ситуацию в Чечне и вообще на Кавказе, создаётся впечатление, что она движется по замкнутому кругу.

 

В данной статье речь пойдёт о Кавказском Эмирате, провозглашение которого вызвало неоднозначную реакцию у чеченской общественности. Кто-то увидел в этом провокацию ФСБ РФ в паре с Мовлади Удуговым, с целью расколоть чеченское сопротивление, другие считают это ошибкой руководства ЧРИ, в частности Докку Умарова, а для кого-то это единственная правильная стратегия. Как бы там ни было, что из этого получиться знает лишь один Всевышний Аллах (Субхана ва Та'аля), мы лишь можем строить предположения.

 

Тем не менее, на протяжении последних 300 лет истории Кавказа и Чечни, в частности, наблюдается интересная закономерность. А именно — борьба за независимость чеченцев всегда провоцирует аналогичные движения в соседних районах Кавказа (это ещё Ермолов заметил), и, в конечном счете, приводит к созданию в том или ином виде общекавказского государственного образования с исламским устройством. Как я уже писал выше, что из этого выйдет, ведомо только Аллаху (Субхана ва Та'аля), но давайте вспомним, что из этого получалось в прошлом.

 

Виток спирали №1.

 

Ушурма Шейх Мансур (Дала г1азот к1обайл дойла цун!)

 

Детально описывать историю Шейха Мансура не имеет смысла — её и так каждый уважающий себя чеченец знает со школьной парты. Но следует акцентировать внимание на наиболее значимых моментах его биографии. Как известно, ещё до Мансура, на Кавказе началась настоящая война между колониальными войсками Царской России и народами Кавказа.

 

Причём первым народом, который подвергся геноциду со стороны русских, были ногайцы 1783 году. Затем были карательные рейды русских в Чечню, Дагестан, Кабарду. В 1783 году на Чечню совершил набег генерал Де Пиери, разрушив множество аулов. Несмотря на локальные победы, ни один кавказский народ не мог эффективно противостоять России.

 

Это притом, что у многих кавказских народов уже были свои государства (Аварское Ханство, Шамхальство Тарковское и т.д.) со своей армией, экономикой, и правители этих государств были далеко не в восторге от российской власти и первое время воевали против неё, пока русские не свергли постепенно неугодных правителей и заменили своими ставленниками.

 

Однако коренной перелом произошел после провозглашения Шейха Мансура Имамом Кавказа, когда ему принесли присягу чеченцы, кабардинские и аварские феодалы, а также черкесы. И дело даже не в том, что Мансур сумел разгромить генерала Де Пиери в 1785 году, уничтожив 95% численности его отряда (остальные попали в плен), его самого и захватив 2 пушки.

 

Это послужило катализатором процесса, но главным двигателем была идеология Шейха. «Я не называл себя никогда ни пророком, ни шейхом, но не мог помешать людям так говорить, ибо образ моих мыслей казался народу чудом»(Шейх Мансур). Именно объединение в единый кавказский альянс привело к тому, что Екатерина II приказала вывести все войска из Чечни за реку Терек. Чечня была освобождена.

 

Войска Мансура не смогли захватить Кизляр и другие крупные крепости, но обширные территории в Дагестане вышли из-под контроля русских. Союзник России — Грузия была разгромлена 20-ти тысячной армией Умма-хана Аварского — наиба Шейха Мансура. С переменным успехом военные действия шли 6 лет. Вплоть до пленения Мансура в 1791 господство русских над Кавказом находилось под вопросом.

 

По словам генерала Потемкина, войсками Шейха Мансура было уничтожено до 30 тысяч царских солдат. Однако, тем не менее, Мансур потерпел поражение. После его пленения, не нашлось другого лидера, который сумел бы объединить кавказцев. Ибо де-факто Мансур был лишь лидером горского альянса, а не правителем Кавказа. Создать общее государство он так и не сумел, ибо не готовы были кавказские народы к такому повороту событий. После первой неудачи в Кизляре с Мансуром осталось только 70 человек из числа чеченцев — остальные были дагестанцами.

 

Собственно, у чеченцев, на первый взгляд, и не было причин воевать за Дагестан, ибо Чечня уже была освобождена, а то, что после завоевания Дагестана, русские вернуться обратно в Чечню (как это действительно произошло через 25 лет(1809 год, Ханкальское сражение), и более масштабное вторжение в 1817 году — начало Большой Кавказской Войны) предвидел только Мансур и те 70 чеченцев. Позднее покинули Мансура и большинство дагестанцев, а потом и кабардинцы. Наиболее верными оказались закубанские черкесы.

 

Собственно, это не было поражение, даже скорее тактический успех, так как на Северо-Восточном Кавказе было восстановлено довоенное состояние, но это была упущенная возможность остановить наступление России в самом начале. Главной причиной такого стратегического поражения считаю неготовность народов объединиться в единое государство, недостаточное единство в рядах моджахедов и конечно же не обошлось без предателей (кто-то их возможно поставит на первое место в списке виновников). Идём дальше…

 

Виток спирали №2. Северо-Кавказский Имамат

 

Итак, Мансур умер, но дело его живёт. Правда, некоторое время, а именно до конца 1820-х годов, оно пребывало в некоторой спячке. В 1817 году генерал Ермолов по прямому приказу царя Александра I, начинает масштабное наступление на Кавказ и завязывает Большую Кавказскую Войну. Несмотря на ожесточённое сопротивление горцев, войска Ермолова, методично уничтожая аул за аулом, захватывают обширные территории Кавказа.

 

Немногие оставшиеся непокорными ханы и беки Дагестана, довольно быстро были разбиты Ермоловым и присягли ему. Именно в этот период кавказцы понесли наиболее крупные демографические потери. Позднее Тайми Биболт (Бейбулат Таймиев), опытный полководец и дипломат, при помощи мехк-кхел (что-то вроде парламента), получив помощь от Ирана, де-факто объединяет Чечню в нечто подобие государства и приобретает титул «мехк-да» (нечто подобие президента).

 

Однако такое объединение оказывается шатким и формальным. Несмотря на некоторый локальный успех в середине 1920-х движение Биболта идёт на спад после череды поражений. Военный альянс с аварцами тоже распадается как карточный домик.

 

В сложившейся, казалось бы, безвыходной ситуации, вновь вспоминаются идеи Шейха Мансура. В этот раз, сторонники Шариата, взялись за дело всерьёз и не намерены были ограничиваться только освобождением территории Кавказа от власти России.

 

Их планы были более дальновидными, а именно — создание общекавказского шариатского государства, вассального Османскому Халифату (кстати, союзником Османского Халифата был и Шейх Мансур, которому Турция помогала оружием, правда, сами турецкие султаны побаивались таких «союзников», ибо Османский Халифат лишь назывался таковым, а его правительство давно пало в зависимость от Европы).

 

Сторонники этой идеи вошли в историю под именем «мюриды», а их движение называют «мюридизмом». В наше время их скорее назвали бы «ваххабитами», хотя «мюриды» скорее придерживались Накшбандиского тариката, нежели салафизма. Тем не менее, цели и у тех, и у других были одни и те же — установить на Кавказе Шариат.

 

Именно после создания Имамата русские начали систематически терпеть поражения от объединённых мюридов Кавказа. Даже гибель Кази-Муллы и Хамзат-бека не остановило мюридов. Ибо, в отличие от движения Мансура, главным консолидирующим фактором являлась не личность имама, а сама исламская идеология.

 

При Имаме Шамиле русские потерали все те территории, которые были завоёваны при Ермолове и даже больше этого. Положение русских стало критическим и в 1844 некоторые министры стали призывать царя Николая II чуть ли не к капитуляции.

 

Однако война затянулась. 30 лет крошечный Имамат сдерживал натиск самой мощной на тот момент Империи Мира. Фактически в отрытом бою кавказцы громили войска царя. Однако силы были неравны, и, в конечном счёте, Имамат прекратил существования. Ещё около 3–5 лет понадобилось русским, чтобы окончательно разбить оставшиеся немногочисленные отряды партизан.

 

Причины поражения были разные — это и усталость народа, и безнадёжное полагание на иностранную помощь, и ошибки самого Шамиля (кстати, многие преувеличенны), и предательства со стороны многих наибов и просто рядовых «стукачей», и коррупция в Имамате (тоже преувеличивается часто). Однако главной причиной на мой взгляд является то, что Шамиль и его наибы не слишком активно действовали за пределами Кавказского Имамата. Шамиль старался защитить или, в крайнем случае, отвоевать те территории, в поддержке населения которого он был уверен.

 

Крайне пассивно выглядели действия Шамиля в Закавказье, ещё пассивнее на Центральном Кавказе, и уж совсем никаких действий не предпринимал имам в Поволжье. Кстати, на Астрахань «метил» в своё время Шейх Мансур, однако почему-то Шамиль и его наибы не приняли это во внимание. То есть руководство Имамата, безнадёжно ожидая помощи со стороны Турции, само загнало себя в угол.

 

Война стала позиционной, и в этих условиях ресурсы, конечно же, иссякли в первую очередь у более слабого в материальном плане Имамата. Вполне возможно, что решительных несколько походов на Тифлис или Астрахань остудило бы головы русских, и они пошли бы на уступки. Но Аллаху (Субхана ва Та'аля) это ведомо лучше. Идём дальше…

 

Виток спирали №3. От Горской республики к Северо-Кавказскому Эмирату

 

Не прошло и двадцати лет после падения имамата, как горцы вновь поднялись на борьбу в 1877–1878 годах. Восстание длилось всего полтора года, и было жестоко подавлено российской армией. Поражение было обусловлено плохой подготовкой, нескоординированостью действий повстанцев, отсутствием единого руководства и различие целей участников восстания.

 

Дальнейшему анализу лучше подвергнуть события времён Гражданской Войны в России 1917–1920 гг. Как известно, в 1917 году, бывшими царскими офицерами, кавказского происхождения (наиболее знаменитый из них Тапа Чермоев) была провозглашена Горская Республика. Интересно, что идею создания такой республики поддержали даже религиозные лидеры, такие как Нажмуддин Гоцинский и Узун-Хаджи Салтинский. Гоцинский был имамом этой самой Республики, а главой правительства — Тапа Чермоев.

 

То есть в создании Горской Республики принимали участие, как сторонники светского пути, так и сторонники Шариата. По сути, Горская республика представляла собой типичный вариант восточной демократии, с элементами шариата.

 

Однако, как и все подобные государства, такая республика оказалась весьма непрочным образованием и после вторжения войск генерала Деникина на Кавказ, многие руководители перешли на сторону белых (Чермоев, Гоцинский), воюющим за «единую и неделимую Россию».

 

Часть переметнулась к красным. Именно тогда Узун-Хаджи произнёс свою знаменитую фразу: «Какая разница красная свинья или белая?». В 1919 Узун-Хаджи создаёт Северо-Кавказский Эмират, собирает армию в 70 000 человек и наносит поражение Деникину (которое большевики нагло приписали себе) и устанавливает Шариат на большей части Дагестана, Чечни, Ингушетии и Осетии.

 

После разгрома белых Узун-Хаджи пытается противостоять красным, которые формально считались его союзниками (на самом деле это Шерипов и Гикало «подмазались» ему, а не он им), однако уставшие от войны чеченцы отказывают ему в поддержке.

 

Ещё-бы, зачем воевать за Шариат и независимость когда красные предлагают её на блюдечке?! Через несколько дней после разгрома Деникина по странному совпадению умирает Узун-Хаджи, и вся власть отходит к сторонникам Шерипова (тоже покойного на тот момент). Отчаянная попытка, поздно опомнившегося, Гоцинского восстановить Шариат не имеет успеха, хотя он и наносит ряд серьёзных поражений большевикам. Тем не менее, время уже было упущено. Тем более движение Гоцинского не получает такой массовой поддержки населения как движение Узун-Хаджи. На Кавказе устанавливается «диктатура пролетариата». Что было потом, мы все отлично знаем…

 

Виток спирали № 4. От ЧРИ до Кавказского Эмирата

 

Было бы излишне писать про события 1991–2007 гг. в Чечне и на Кавказе. Все мы были свидетелями этих событий и всё ещё свежо в нашей памяти. Реальность такова, что сопротивление снова эволюционировало от демократии к шариату. И не столь важно кто послужил катализатором или тормозом процесса — ФСБ, Удугов, аль-Каида.

 

Суть в том, что идеология сопротивления поменялась за последние 16 лет. Первоначально среди чеченцев были как сторонники исламского государства, так и светского (с примесью шариата, разумеется). Факт в том, что большинство сторонников светской Чечни смирились с поражением или перебежали к русским.

 

Часть переселилась в Европу, т.е. тоже де-факто смирились. Многие просто поменяли труднодостижимую независимость ЧРИ, на условную независимость кадыровской ЧР. Те же, кто были сторонниками Шариата, в большинстве своём не прекратили сопротивления и лишь окончательно определились с целью, т.к. они стали лучше понимать свою религию, чем это было в 1991 году. В этой связи провозглашение Кавказского Эмирата выглядит вполне объективным решением.

 

А уж историческую закономерность подобного перехода не заметит только невежда. Я не предсказатель, но мне кажется, это приведёт к ухудшению положения дел России на Кавказе в ближайшем будущем, как это было в прошлом (см. пункты №1, 2, 3). Однако во что выльется это, в конечном счете, знает один Аллах (Субхана ва Та'аля), я лишь надеюсь, что в этот раз руководители Эмирата учтут ошибки предков и не повторят их.

 

Напоследок воздадим хвалу Аллаху, Господу Миров!

 

Абдулла аш-Шишани

  

Отдел мониторинга
КЦ


Статьи по теме:

Опровержение
Шейх Усама бин Ладен (РахимухуЛлах): Остерегайтесь и сохраните свои языки…!
Шейх Усама бин Ладен (РахимухуЛлах) о Халифе и своей присяге ВИДЕО
Важная разница между установлением шариата и применением наказания ВИДЕО
Абдуллах аль-Мухайсини: О, муджахид, не считай, что ты избавил себя от заботы узнать истину
Достоинства месяца Мухаррам и поста в день Ашура
Городские муджахиды!
Шейх Абу Умар Ас-Сайф: Джихад и величие Уммы
Почему шейх Аль-Макдиси называет ИГ «джамаатом «Дауля»?
Девятое Зуль-Хиджжа – великий день Арафа
Краткое изложение дискуссии по поводу провозглашения халифата Часть 3 и 4
Краткое изложение дискуссии по поводу провозглашения халифата Часть 1 и 2
Амир горного сектора и Кадий ВД шейх Абу Усман: «Предостережение тем, кто говорит без знания»
Шейх Абу Мухаммад Аль-Макдиси: Обращения за помощью к кафирам против хариджитов
Обращение представителя Вилаята Нохчийчоь за рубежом Абу Хамзы (Ахмада Умарова) АУДИО