Фетвы по вопросам касающихся поста

15 августа 2010 в 17:53
Фетвы по вопросам касающихся поста

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО

ДОСТОИНСТВО ПОСТА В МЕСЯЦ РАМАДАН И РИТУАЛЬНОГО БДЕНИЯ

Хвала Аллаху, благословение и мир Посланнику Аллаха, его роду, его сподвижникам, а также тем, кто встал на его путь истинный.

Предлагаем вам краткое доброе наставление, касающиеся достоинства поста в месяц рамадан и ночного ритуального бдения во время его, а также достоинства состязательности в стремлении сделать как можно больше праведных дел с разъяснением ряда важных правил и предписаний, возможно неизвестных для некоторых людей.

Достоверно установлено, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приносил своим сподвижникам благую весть о начале месяца рамадан. При этом он, благословение ему и мир, сообщал им, что это тот месяц, когда распахиваются врата милости и врата рая, а врата ада захлопываются, и за ними в оковах пребывают шайтаны.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:"Когда в первую ночь рамадана открываются врата рая, то ни одни из них уже не закрываются. Врата же ада закрываются, и ни одни из них не открываются, а на шайтанов накладываются оковы. Глашатый же возвещает:"Прийди добро и скройся зло! Поспешите к Аллаху, о освобождённые от Огня!" И так будет каждую ночь."

Пророк, благословение ему и мир, говорит:"Пришёл к вам месяц рамадан, месяц благословения, когда снизойдёт к вам Аллах, ниспошлёт милость, снимет грехи и ответит на мольбу. Аллах увидит, как вы состязаетесь перед Ним, а ангелы Его возгордятся вами. Преисполните ваши души добром к Аллаху, ибо злому не дано будет обрести милость Аллаха. "Пророк, благословение ему и мир, говорит:

"Тот, кто совершил пост в месяц рамадан, преисполненный веры и с надеждой получить награду Аллаха, тому Аллах отпустит его прежние грехи. Тот, кто преисполненный веры и надежды получить награду Аллаха, проводил ночи рамадана в молитвенном бдении, тому Аллах отпустит его прежние грехи. Тот, кто преисполненный веры и надежды получить награду Аллаха, провёл ночь могущества "лайлат ал-кадр" в молитвенном бдении, тому Аллах отпустит его прежние грехи."

Пророк, благословение ему и мир, говорит: "Аллах, Велик Он и Могуч, говорит: "Любое дело сына Адама десятикратно преумножается в семьсот раз во время поста. Этот пост свершается ради Меня, и Я вознагражу того, кто отказался от страстей, еды и питья ради Меня. У постящегося две радости - одна при розговеньи, а другая радость при встрече Владыки Его. И запах слюны постящегося лучше для Аллаха, чем аромат мускуса."

Существует много хадисов о достоинстве поста, ритуального бдения и привилегированном положении постящихся.

Любой верующий обязан благодеянием Аллаха, предоставившим ему эту возможность, и полностью воспринять месяц рамадан. Проявляя повиновение, он должен поспешить к исполнению религиозных обязанностей, избегая всего дурного, усердно и прилежно следуя всему тому, что предписал ему Аллах.

Особенно важным является совершение пяти обязательных молитв, которые представляют собой столп ислама и важнейшее религиозное предписание после двухкратного произнесения формулы шахады. Долгом каждого мусульманина и мусульманки является соблюдение обязательных молитв и их совершение в указанное время с уверенностью и смирением.

Одной из важнейшей обязанностей мужчин в отношении молитвы является ее групповое совершение в домах Аллаха, в которых Аллах дозволил возвышать и поминать имя Его. Всемогущий и Великий Аллах сказал:"И соблюдайте молитву, и уплачивайте закят и поклоняйтесь с теми, кто поклоняется." Всевышний сказал также:"Соблюдайте молитвы и среднюю молитву, и предстаньте пред Аллахом с покорностью." Могучий и Великий сказал:"Истинно, успех достигается верующими, которые смиряются в молитвах своих."

И было сказано Всемогущим:"И которые устойчивы в соблюдении своих молитв, эти суть наследники, которые унаследуют рай. Там будут они пребывать. "Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:"Обязательство между нами и между ними - это молитва. Кто прекратил совершать ее, тот впал в безбожие."

Следующим из важнейших религиозных предписаний является уплата закята, как об этом сказал Могучий и Великий:"И не было повелено им ничего, кроме как служить Аллаху, - будучи искренними в повиновении Ему, и будучи праведными, - и соблюдать молитву, и платить закят. И это есть истинная вера."

В Книге Великого Аллаха и Сунне Его благородного Посланника указано, что тот, кто не платил закят со своего имущества, будет подвергнут мукам в день Воскресения.

Важнейшим предписаниям после молитвы и закята является пост в месяц рамадан, который представляет собой один из пяти столпов ислама, упомянутых в следующем высказывании Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Ислам построен на пяти столпах. Это свидетельство, что "нет божества кроме Аллаха, а Мухаммед Посланник Аллаха", совершение молитвы, уплата закята, пост в месяц рамадан и паломничество к Дому."

Каждый мусульманин обязан тщательно оберегать свой пост и религиозное религиозное бдение от любых слов и дел, запрещённых Аллахом, поскольку цель поста заключается в послушании Аллаху, хвала Ему, возвеличивании Его святынь, ведении душой джихада ради подавления любых прихотей и капризов, вступающих в противоречие с повиновением ее Владыке и приучении души к стойкости в отношении запрещённого Аллахом.

Таким образом, пост не сводится к прекращению приёма пищи, воды, а также отказу от всего того, что является разговеньем. Поэтому истины слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует который сказал:"Пост есть рай, и в день поста ни один из вас не должен сквернословить или вопить истошным голосом. Если постящегося кто-то обругает или нападёт на него, то пусть он скажет "я - постящийся". Достоверно известно также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Если человек не прекратил клеветать и действовать в соответствии с этим, то Аллах не нуждается в том, чтобы он прекратил принимать пищу и пить."

Из этих и других священных текстов известно, что постящийся должен всячески остерегаться нарушать то, что запретил ему Аллах, и соблюдать то, что Аллах предписал ему. Тем самым преследуется цель отпущения грехов, освобождения от огня, принятия поста и молитвенного бдения.

Существуют некоторые положения, возможно неизвестные ряду людей. К ним относится долг мусульманина совершать пост, будучи преисполненным веры и стремлении обрести награду Аллаха, а не делать это лицемерно, желая приобрести авторитет, подражая людям, следуя примеру родных или местных жителей.

Напротив, побудительным мотивом совершения им поста должна быть его вера в то, что Аллах предписал его ему, стремление обрести награду Его Владыки за это. То же самое относится и к религиозному бдению в месяц рамадан, которое мусульманин должен совершать, будучи преисполненным веры и стремления обрести награду, а не по какой- нибудь другой причине.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:"Тот, кто совершил пост в месяц рамадан, преисполненный веры и с надеждой получить награду Аллаха, тому Аллах отпустит его прежние грехи. Тот, кто преисполненный веры и надежды получить награду Аллаха, проводил ночи рамадана в молитвенном бдении, тому Аллах отпустит его прежние грехи. Тот, кто преисполненный веры и надежды получить награду Аллаха, провёл ночь могущества в молитвенном бдении, тому Аллах отпустит его прежние грехи."

Существует также ряд положений, мудрость которых возможно скрыта для некоторых людей. Сюда относятся раны постящегося, кровотечение, рвота, либо случайное попадание воды или бензина в горло. Если это произошло помимо воли постящегося, то его пост остаётся действительным. Преднамеренная рвота делает пост недействительным, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:"Если рвота случилась случайно, то от постящегося не требуется. Если же он вызвал рвоту преднамеренно, то возмещение необходимо."

Может также случится, что постящийся запоздает с совершением омовения до рассвета после осквернения, а некоторые женщины могут задержатся с омовением после менструации или послеродового периода до наступления рассвета. Если женщина убедится, что она очистилась до рассвета, то она должна поститься, а совершение омовения не возбраняется после наступления рассвета.

Однако женщина не должна откладывать омовение на время после восхода солнца, поскольку ей необходимо после омовения совершить утреннюю молитву ещё до восхода солнца. То же самое касается и осквернения мужчины. Он не должен откладывать омовение на время после восхода солнца, а сделать его раньше и совершить утреннюю молитву до восхода солнца.

Мужчина должен поспешить совершить омовение, чтобы успеть встать на групповую утреннею молитву.

К тому, что не делает пост недействительным относятся анализ крови, медицинские инъекции уколы, производимые с целью лечения, а не питания. Однако лучше и надёжнее отложить их на ночное время, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Отложи то в чём сомневаешься, до той поры, когда ты не будешь сомневаться этом." Благословение ему и мир, сказал также: "Тот, кто убоялся сомнений, тот чист перед своей религией и совестью."

К тому, мудрость чего может быть неясной для некоторых людей, относится отсутствие внутренней убеждённости во время совершения молитвы, будь то при обязательной или добровольной молитве. Достоверные хадисы Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, свидетельствуют, что убеждённость является одним из столпов молитвы.

Молитва не будет действительной без внутренней уверенности, что проявляется в неспешности молитвы, смиренности во время её и отсутствии какой-либо спешки, чтобы все части тела приняли должное положение. Многие люди, совершая в месяц рамадан ночную молитву тарвиха, делают это без внутреннего осознания и проникновенности.

Они не только не убеждены внутренне, а совершают молитвенные действия бездумно и механически, просто на просто отбарабанивая молитву. В таком виде молитва считается недействительной, а совершающий ее является грешником, которому не видать награды Аллаха.

К тому, мудрость чего может быть скрыта для некоторых людей, относится бытующее поверье, что тарвих должна включать в себя не менее 20 ракатов. Некоторые считают, что в тарвихе не более одиннадцати или тринадцати ракатов. Подобные воззрения не только неуместны, но и противоречат имеющимся очевидным свидетельствам.

Имеющиеся достоверные хадисы Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, свидетельствуют, что ночная молитва расширена и не имеет чётко установленного предела, который не следует нарушать. Более того, достоверно установлено, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время ночной молитвы совершал одиннадцать или тринадцать ракатов, а может быть и менее этого, как во время рамадана, так и в другие месяцы. Когда его спросили о ночной молитве, он ответил:

"По паре, по паре, а если кто-то испугается, что настанет утро, пусть совершит ещё один ракат, и ему будет засчитано нечётное число." Достоверность хадиса установлена.

Нет данных о том, что ночная молитва во время рамадана, а также и в другие месяцы, должна состоять из какого-то определённого числа ракатов. Поэтому сподвижники - да будет Аллах доволен ими! - во времена халифа Омара - да будет доволен им! - иногда совершали ночную молитву в 23 раката, а иногда в одиннадцать ракатов. Это достоверно известно об Омаре - да будет Аллах доволен им! - и о сподвижниках Пророка в его эпоху.

Некоторые из праведных предков совершали ночную молитву в месяц рамадан в 36 ракатов, добавляя к ним три раката для нечётности, а некоторые доводили это число до 41 раката. Это рассказал о них шейх ислама Ибн Таймийа - да смилостивится над ним Аллах! - что свидетельствует, что позволяет широко интерпретировать этот вопрос.

Он упомянул также, что тому, кто замедляет чтение Корана, совершение поясных и земных поклонов, рекомендуется уменьшить число ракатов, а тому, кто сокращает чтение, поясные и земные поклоны - увеличить число ракатов. Такова суть слов Ибн Таймийи - да смилостивится над ним Аллах!

Внимательно изучающий Сунну Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, человек уяснит, что самое лучшее из всего этого молитва в одиннадцать ракатов как в месяц рамадан, так и в другое время, поскольку именно это совпадает с тем, что делал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в большинстве случаев.

Это будет мягче по отношению к мусульманам, совершающим ночную молитву, а также ближе к смиренности и уверенности. Если же человек превысил указанное число ракатов, то, как мы уже упомянули, в этом нет беды и ничего непристойного.

Для того, кто совершает ночную молитву в месяц рамадан вместе с имамом, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:"Если человек встал на молитву с имамом и вместе с ним закончил её, то Аллах запишет ему ночь, проведённую в молитвенном бдении."

В этот священный месяц всем мусульманам шариат предписывает усердно и старательно исполнять различные виды религиозного поклонения, включая совершение дополнительной молитвы, вдумчивое и осмысленное чтение Корана, многократное произнесение хвалы Аллаху тасбих, слов "нет божества кроме Аллаха", формулы возвеличивания Аллаха такбир, его прославления тахмид, испрашивания у Него отпущения грехов, обращение к Нему законной мольбы, призыв делать добро и воспрещение зла, призыв к Аллаху, Велик Он и Могуч, утешения бедняков и нуждающихся, усердие в доброте и любви к родителям, укрепление родственных связей, почитание соседа, посещение больного, а также всевозможные другие добрые дела, в соответствии с приведённым выше хадисом:

"Аллах увидит, как вы состязаетесь перед ним, а ангелы Его возгордятся вами.

ваши души добром к Аллаху, ибо злому не дано будет обрести милость Аллаха. "Рассказывают, что Пророк, благословение ему и мир, сказал:

"Тот, кто совершил в рамадан толику добрых дел, тот приравнивается к человеку, исполнившему обязательное предписание Аллаха в иное  время. Тот, кто совершил в рамадан обязательное предписание, приравнивается к тому, кто совершил семьдесят обязательных предписаний в иное время. "Пророк, благословение ему и мир, сказал также о достоверном хадисе:

"Малое паломничество в месяц рамадан приравнивается к большому паломничеству." Либо он сказал, "К большому паломничеству со мной."

Существует большое число хадисов и преданий, доказывающих законность соревновательности и состязательности в различных видах добрых дел в этот священный месяц.

Во власти Аллаха даровать успех нам и мусульманам в целом во всём том, что угодно Ему, принять наш пост и наше молитвенное бдение, исправить наше положение и избавить всех от порочных соблазнов. Мы испрашиваем у Него, Хвала Ему, чтобы Он наставил руководителей мусульман на путь истинный и сделал их слово единым и истинным. От Него зависит это, и это в Его силах. Мир вам, милость Аллаха и Его благословения.

Шейх Абдель Азиз Ибн Абдалла Ибн Баз

***

Когда следует поститься?

Вопрос: Я молодой человек в возрасте 28 лет. Отец начал приучать меня к посту, когда мне было примерно 15 лет. Однако я совершал пост и разговлялся нерегулярно, поскольку тогда не осознавал истинное значение поста. Когда же я повзрослел, стал более серьёзным и сознательным, то начал регулярно соблюдать пост в каждый благословенный месяц рамадан, не допуская его нарушения ни в один из дней, хвала Аллаху.

Мой вопрос заключается в следующем: должен ли я возместить пропущенные дни поста за прошедшие годы, учитывая, что с 18 лет я пощусь в каждый месяц рамадан?

Ответ: Если человеку исполнилось 15 лет, то он обязан соблюдать религиозные предписания. Этот возраст является признаком совершеннолетия, что облегчает соблюдение поста. Начиная с 15 лет, человеку предписывается возмещать пропущенные им дни поста в месяцы Рамадан, в которые он не постился или совершил разговение. Он обязан возместить все пропущенные в прошлом дни, в которые он не постился вместе с совершением искупительных действий за каждый пропущенный день.

Человек должен накормить бедняка за каждый пропущенный им день прошлых месяцев Рамадан. Если же точное число дней неизвестно, то следует определить это число с запасом, чтобы человек был уверенным, что он возместил причитающийся с него сполна. И Аллаху ведомо всё наилучшим образом.

Абдулла бин Джибрин

***

Вопрос: С какого возраста девушки обязана соблюдать пост?

Ответ: Девушка обязана поститься, когда достигнет возраста, при котором необходимо соблюдение религиозных предписаний, то-есть пятнадцати лет, либо при появлении жёстких волос на лобке, поллюций, менструаций или беременности.

Когда имеют место некоторые из этих явлений, то она должна соблюдать пост, даже если она и будет в десятилетнем возрасте. Известно, что у многих девушек менструации начинаются с десяти или одиннадцати лет, а их родные допускают снисхождение, считая их маленькими, и не требуют от них соблюдения поста. Такой подход ошибочен, так как девушка, имеющая менструации, достигла возраста женщины, и исполнение религиозных обязанностей стало её долгом. И Аллаху ведомо всё наилучшим образом.

Абдулла бин Джибрин

***

То, что рекомендуется постящемуся, и то, что он обязан делать

Постящемуся рекомендуется совершать больше религиозных обрядов и избегать любых недостойных поступков. Он должен тщательно исполнять все обязанности и исключить совершение любых запретных действий. Постящийся обязан своевременно совершать пять обязательных молитв в состав группы, отказаться от лжи, хулы, поклепов, обмана, лихоимства, а также любых запрещённых слов и дел.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Если человек не прекратил клевать и действовать в соответствии с этим, то Аллах не нуждается в том, чтобы он прекратил принимать пищу и пить."

Мухаммад бин Салих Аль Усеймин

***

Излишество при разговлении

Вопрос: Уменьшает ли награду за пост излишество при приготовлении пищи для разговления?        

Ответ: Это не уменьшает награды за пост, как и не уменьшает её совершение запретного действия поста завершения поста. Однако это попадает под следующее высказывание Всевышнего: "И ешьте и пейте, но не превышайте меры; истинно, не благоволит Он к превышающим меру." Излишество само по себе порицаемо, а экономия это половина жизни. Если же у людей имеются излишки, то пусть они пожертвуют их. Так будет лучше.

Мухаммад бин Салих Аль Усеймин

***

Суждение по поводу человека, который соблюдает пост, но нерадиво относится к совершению молитвы

         

Вопрос: Некоторые молодые люди, и да наставит Аллах их на путь истинный, отлынивают от молитвы как в месяц рамадан, так и в другое время, хотя и соблюдают пост в месяц рамадан, выдерживая жажду и голод. Что вы посоветуете им и каково суждение в отношении их поста?

Ответ: Мой совет таким людям - как следует подумать о своём положении и уяснить, что молитва является важнейшим столпом ислама после двукратного произношения шахады.

Тот, кто не молится и оставил молитву по собственной нерадивости, по моему мнению, что подкрепляется доказательствами, содержащимися в Книге Аллаха и Сунне, является безбожником, неверие которого ставит его вне мусульманской общины, а также вероотступником.

Это вовсе не простое дело, ибо не принимаются пост и милостыня того, кто есть неверный и допустивший вероотступление от ислама. Не будет принято также ни одно из его дел, ибо Всевышний сказал: "И ничто не препятствует принятию их пожертвований, кроме того, что они не веруют В Аллаха и Посланника Его.

И они приступают к молитве не иначе, как с ленью, и жертвуют не иначе, как с неохотою." Тем самым Всевышний и Всемогущий Аллах разъяснил, что их полезные для других пожертвования не будут приняты в связи с их неверием. Всемогущий и Всевышний сказал:

"И Мы обратимся к сделанному ими и превратим его в рассеянные частицы пыли." Что касается тех, кто постятся, но не совершают молитвы, то их пост не только не будет принят, но и отвергнут, пока мы говорим, что они неверные, о чём свидетельствуют Книга Аллаха и Сунна Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

Мой совет им - бояться Аллаха, Велик Он и Могуч, соблюдать молитву и совершать её своевременно в составе группы мусульман. И я гарантирую им силой Аллаха, что если они сделают это, то в их сердца вселится твёрдое желание совершать своевременно групповую молитву как во время месяца рамадан, так и в другие дни, так как если человек раскаялся перед его Владыкой и принёс Ему своё чистосердечное покаяние, то после этого он станет лучше, чем был раньше. Всевышний и Всемогущий Аллах сказал о Адаме, благословение ему и мир, после того, как он вкусил плод с запретного дерева: "Затем Владыка его избрал его, и обратился к нему с состраданием, и наставил его."

Мухаммад бин Салих Аль Усеймин

***

Суждение о том, кто постится и совершает молитву только в месяц рамадан

Вопрос: Если человек соблюдает пост в месяц рамадан и совершает молитву только в рамадан, прекращая её выполнение сразу же по окончании рамадана, то считается ли его пост действительным? 

Ответ: Молитва является одним из столпов ислама и вторым по важности столпом после двухкратного произнесения шахады. Она относится к числу обязательных предписаний и тот, кто прекратил совершать молитву, отрицая её обязательность, либо по причине лености и нерадивости, совершил вероотступничество. Те же люди, которые постятся во время рамадана и совершают молитву только в рамадан, пытаются обмануть Аллаха. Несчастны те люди, которые знают про Аллаха только в месяц рамадан и недействителен их пост, если они не совершают молитву в другие месяцы, кроме рамадана.

Постоянный комитет

  

***

Суждение по поводу разговора с женщиной и прикосновения к её руке в дневное время в месяц рамадан

Вопрос: Каково суждение по поводу разговора постящегося с женщиной или прикосновения к её руке в дневное время в месяц рамадан так как в торговых лавках и магазинах случаются подобные вещи?

Ответ: Если разговор мужчины с женщиной не носит сомнительного характера и не преследует цель развлечения от беседы с ней, а касается торговой сделки, выяснения дороги в какое-либо место и т.п., или прикосновение к руке женщины было чисто случайным, то это не возбраняется в рамадан, а также и другие месяцы. Если же разговор мужчины с женщиной преследует целью получить удовольствие от беседы, то это недопустимо ни в рамадан, ни в другие месяцы. В месяц же рамадан такая беседа категорически запрещается.

Постоянный комитет

***

Использование зубочистки в месяц рамадан   

Вопрос: Есть люди, которые остерегаются пользоваться зубочисткой в месяц рамадан, опасаясь, что это сделает их пост недействительным. Правильно ли это? И какое наилучшее время для пользования зубочисткой в месяц рамадан?  

Ответ: Нет оснований остерегаться использования зубочистки, как в дневное время месяца рамадан, так и во все другие дни, когда человек постится, ибо она узаконена сунной. В истинном хадисе сообщается, что зубочистка очищает рот, угодна Владыке, законно её использование при омовении и при молитве, при пробуждении от сна, сразу же при входе в дом, во время поста, а также и в других случаях.

Зубочистка влияет на недействительность поста только в том случае, если имеет определённый вкус и даёт привкус слюне. При этом нельзя сглатывать слюну, имеющую посторонний привкус, как и нельзя сглатывать кровь при кровотечении десны после неосторожного пользования зубочисткой. При соблюдении соответствующих мер предосторожности использование зубочистки не оказывает никакого вредного влияния на пост.

Мухаммад бин Салих Аль Усеймин

***

Суждение по поводу укола в дневное время месяца рамадан

Вопрос: Оказывает ли влияние на пост укол или инъекция, производимые в лечебных целях в дневное время месяца рамадан?

Ответ: Лечебные уколы и инъекции могут быть двух видов. Бывают уколы питательные, которые заменяют человеку еду и питье. Если смысл укола заключается именно в этом, то такой укол считается розговеньем. Если в текстах шариата содержится нечто, смысл которого воплощается в том или ином практическом виде, то на данный конкретный случай распространяется суждение, содержащееся в исходном тексте. Вторая разновидность уколов является чисто лечебной и не предназначенной для питания, то есть такие уколы не заменяют собой еду и питье.

Это значит, что такая разновидность уколов не является розговеньем, поскольку о них в текстах шариата не говорится ничего, ни в прямой, ни в косвенной форме. Уколы такого рода не являются едой или питьём ни в прямом, ни в переносном смысле. Суть в том, что пост остаётся действительным, пока не будет чётко установлено его нарушение на основании законного шариатского доказательства.

Мухаммад бин Салих Аль Усеймин

***

Суждение о использовании благовоний в дневное время месяца рамадан 

Вопрос: Каково суждение по поводу использования постящимся духов и других ароматических веществ в дневное время месяца рамадан?

Ответ: Не возбраняется использовать в дневное время месяца рамадан ароматические вещества и нюхать их. Исключением являются благовония, которые выкуриваются, и вдыхание их аромата будет прегрешением, ибо этот аромат доходит до желудка, так как является дымом.

Мухаммад бин Салих Аль Усеймин

***

Еда по забывчивости!

Если постящийся поел или попил по забывчивости, то его пост остаётся действительным. Однако если человек вспомнит о том, что он нарушает пост, то ему следует удалить изо рта еду или питьё, выплюнув их. Доказательством действительности поста человека, поевшего по забывчивости, являются достоверно установленные слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, изложенные в хадисе Абу Хурайры:

"Если постящийся поел или попил по забывчивости, то его пост действителен, поскольку Аллах накормил и напоил его." Если человек по забывчивости совершил недозволенное действие, то с него не взыскивается за это, так как Всевышний сказал: "И Владыка наш не взыщет с нас, если мы забыли или совершили ошибку." И сказал Всевышний Аллах: "Я сделал."

Что же касается человека, увидевшего того, кто нарушает пост по забывчивости, то он должен напомнить ему об этом, ибо это напоминание будет изменением порицаемого. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Если кто-то из вас увидел нечто порицаемое, то пусть он изменит это своей рукой. Если он рукой не может сделать этого, то пусть изменит это своим языком. Если он не смог языком, то тогда сердцем."

Вне всякого сомнения, что еда и питьё постящегося во время поста является порицаемым действием, которое однако прощается ему, если это произошло по забывчивости, так как за это с человека не взыскивается. Увидевшему же нарушение поста непростительно оставлять порицаемое действие без попытки изменить его.

Мухаммад бин Салих Аль Усеймин

***

Частое купание   

Такие действия разрешаются, и в них нет ничего плохого. Посланник Аллаха, благословение ему и мир, обливал свою голову водой, чтобы уберечься от жары или жажды, будучи постящимся. Ибн Амру, будучи постящимся, мочил свою одежду водой, чтобы ослабить воздействие жары или жажды. Влажность не влияет на действительность поста, потому что она не является водой, попадающей в желудок.

Мухаммад бин Салих Аль Усеймин

***     

Совокупление с женой в дневное время месяца рамадан

         

Вопрос: Каково суждение по поводу того, кто совершил грех в месяц рамадан, совокупившись с женой во время поста, либо сделал это ночью? Каковы искупительные действия за это?    

Ответ: Если человек совершил совокупление с женой в течение месяца рамадан, но сделал это ночью после захода солнца и до наступления утренней зари, то в этом нет греха. Если же совокупление произошло в дневное время, после утренней зари и до захода солнца, когда человек обязан поститься, то он тем самым совершил грех непокорности Аллаху и Его Посланнику. Здесь необходимо возмещение и искупительные действия, которые заключаются в освобождении племенника. Если такой возможности нет, то виновный обязан поститься два месяца подряд. Если человеку это не по силам, то он должен накормить шестьдесят бедняков, оделяя каждого половиной саа пищевых продуктов, традиционных для жителей данной местности.

Если мужчина принудил жену к совокуплению в то время, когда они постились, то пост женщины считается действительным и ей не требуется совершать искупительные действия.

Что же касается мужчины, то он обязан совершить искупительные действия за незаконное совокупление в дневное время месяца рамадан.

Постоянный комитет

Мухаммад бин Салих Аль Усеймин

***

                   

КОМУ РАЗРЕШЕНО РАЗГОВЕНЬЕ В МЕСЯЦ РАМАДАН

         

Больной, который не в состоянии выдержать пост

Вопрос: Больному туберкулезом очень трудно соблюдать пост в месяц рамадан. Он разговелся в прошлый рамадан и должен ли теперь в связи с этим кормить нуждающихся, учитывая тот факт, что он болен безнадёжно?       

Ответ: Если этот больной не в состоянии выдержать пост в месяц рамадан и на его выздоровление нет надежды, то соблюдать пост ему не нужно. В качестве возмещения за каждый день нарушения поста больной должен накормить одного нуждающегося, оделив его половиной саа пшеницы, фиников, риса или другой привычной для местных жителей пищей, учитывая их способность сделать это. Имеются в виду пожилые мужчины и женщины, которым трудно соблюдать пост.

Постоянный комитет

***

Искупительные действия за розговенье больного

Вопрос: Я заболел, и моё состояние ухудшилось, поскольку болезнь прогрессировала. Тогда мой брат взял меня из дому и поместил в больницу города Мекки. Находясь в этой больнице я пропустила два месяца рамадан, а затем меня перевели в больницу города Эр-Рияда, где я встретила очередной месяц рамадан. К  тому времени я чувствовала себя уже лучше и на этот раз пост строго соблюдала.

Таким образом, у меня остались невозмещенными пропущенные мною два первых месяцев рамадан. Мой вопрос заключается в следующем: должна ли я возместить пропущенные два месяца поста, учитывая, что я добровольно соблюдаю пост ежемесячно в течение трёх дней, либо мне следует сделать пожертвование или что-нибудь ещё? Могу ли я и должна ли просить пожертвования у моего единственного сына, который является достаточно состоятельным человеком, поскольку не состоит на государственной службе, собственного дома не имеет, а арендует его? Я же слабая женщина, не в состоянии работать, зарабатывать себе на жизнь и делать пожертвования. Каков же выход?

         

Ответ: Задавшая вопрос должна возместить указанные два месяца поста в силу всеобщности высказывания Всевышнего: "...но если кто из вас поражает недугом или путешествует, тот да постится то же число других дней..." Задавшая вопрос женщина упомянула также, что она проводит в посте три дня в каждом месяце. Если при этом она преисполнена намерения возместить таким образом не соблюдавшийся ею пост в течение двух месяцев, то это правильное намерение и ей следует продолжить это, чтобы возместить полностью пропущенные дни из двух месяцев рамадан.

Если же её намерение основано исключительно на добровольности, то предписание о возмещении с неё снимается, и женщина обязана поститься два полных месяца. При соблюдении ею возместительного поста она не должна кормить нуждающихся, поскольку пропустила законный пост по уважительной причине - болезни.

Постоянный комитет

***

Если больному затруднительного соблюдать пост   

Вопрос: Я больная женщина и в течение нескольких дней прошедшего месяца рамадан не соблюдала пост. По причине своей болезни я не в состоянии возместить пропущенные дни поста. Какие искупительные действия я должна совершить? К тому же я буду не в состоянии соблюсти пост в месяц рамадан этого года. Что будет для меня искуплением в таком случае? И да вознаградит Аллах вас добром...

Ответ: Если больному человеку трудно соблюдать пост, то шариат позволяет ему разговляться в дни поста. Когда же Аллах исцелит его, то он должен возместить пропущенные дни, поскольку Всемогущий Аллах сказал: "...но если кто из вас поражен недугом или путешествует, тот да постится то же число других дней..."

Задавшая вопрос женщина не совершит греха, если будет разговляться в этот месяц, пока её болезнь продолжается, так как Аллах дозволил больному и путешественнику не соблюдать пост. Всемогущему Аллаху угодно давать Его позволения, но очень неугодно Ему непослушание. Никаких искупительных действий тебе совершать не нужно, но после того, как Аллах избавит тебя от болезни, ты должна возместить пропущенный пост. И да избавит тебя Аллах от любого зла, и да простит Он нам и вам все нехорошие поступки.

Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз

***

Суждение о том, что оказался не в состоянии поститься из-за преклонного возраста или по причине болезни

         

Вопрос: Если моя мать заболела за несколько дней до наступления месяца рамадан, и болезнь изнурила её, поскольку она преклонного возраста, до такой степени, что она смогла соблюдать пост месяца рамадан только в течение пятнадцати дней, а дальше не смогла продолжить его, да и возместительный пост ей уже не по силам, то должна ли она сделать пожертвование и в каком размере ежедневно? При этом следует учитывать, что я являюсь её кормильцем, и должен ли я делать причитающееся с неё пожертвование в том случае, если у неё нет на это средств?

Ответ: Если человек не в состоянии поститься из-за преклонного возраста или по причине тяжёлой болезни, то ему следует накормить однако бедняка за каждый нарушенный день поста. Всевышний сказал: "...а для тех, кто может соблюдать пост лишь с большим затруднением, положено искупление - кормление бедняка." Ибн Аббас - да будет Аллах доволен им и его отцом! - сказал: "Было ниспослано дозволение старику и старой женщине, которые не способны соблюдать пост, кормить нуждающегося за каждый пропущенный день поста." Об этом рассказал ал-Бухари.

Таким образом, твоя мать обязана накормить бедняка за каждый несоблюденный день поста, предоставляя ему половину саа обычной для данной местности пищи. Если же у неё нет на это средств, то от неё ничего не требуется. Если ты изъявляешь желание кормить нуждающихся вместо неё, то это будет благодеянием с твоей стороны. И Аллаху угодны люди, творящие добрые добрые дела.

Постоянный комитет

***

Розговенье является законным для больного

Вопрос: Мне шестнадцать лет и последние пять лет я прохожу лечение в больнице. В месяц рамадан прошлого года доктор приказал сделать мне внутривенное вливание лечебного препарата химического происхождения. Лекарство оказалось мощным и сильно повлияло на желудок, а также на весь организм в тот же самый день, когда его ввели мне, а я в это время соблюдал пост.

Я почувствовал страшный голод и жестоко мучился с самого утра в течение семи часов. Я чуть не умер, но не разговелся до призыва на вечернюю молитву. В рамадан этого года, если будет на то воля Аллаха, доктор опять прикажет сделать мне такую же инъекцию. Следует ли мне разговеться в этот день или нет? Если же я не буду разговляться в этот день, то должен ли я его возместить? Считается ли взятие крови из вены розговеньем или нет, как и примененное в отношении меня лекарство?

Ответ: В месяц рамадан розговенье для больного считается законным, если пост вредит ему, если он тяжело переносит его, либо нуждается в лечении в дневное время различными таблетками, микстурами и т.п., которые принимаются как еда и питьё, поскольку Всемогущий Аллах сказал: "...но если кто из вас поражён недугом или путешествует, тот да постится то же число других дней..." По этому поводу Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Аллаху угодно давать Его позволения, но очень неугодно Ему непослушание..." В другой версии сказано: "И угодно Ему соблюдение Его намерений."

Что же касается взятия крови из вены на анализ или с какой-либо иной целью, то истина состоит в том, что это не нарушает поста. В том же случае, если кровь берётся в большом количестве, то рекомендуется перенести это на ночное время. Если же это делается в дневное время, то следует возместить этот день из-за сходства с кровопусканием.

Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз

***

НОЧНАЯ МОЛИТВА В МЕСЯЦ РАМАДАН И МОЛИТВЕННОЕ БДЕНИЕ

В.: Разрешено ли чтение Корана с листа во время совершения ночной молитвы или молитвы при затмении? Ответьте нам, пожалуйста     

О.: Нет никакой беды в чтении Корана с листа во время совершения молитвенного бдения в ночи месяца рамадан, что позволяет верующим, слушающим имама лучше усвоить и заучивать Коран, поскольку содержащиеся в Книге и Сунне доказательства Шариата свидетельствуют о законности чтения Корана во время совершения молитвы, как с листа, так и наизусть. Достоверно известно, что Аиша - да будет Аллах доволен ею! - повелевала своему покровителю Заквану, чтобы он был у неё имамом во время молитвенного бдения в месяц рамадан, и он читал Коран с листа. Об этом упомянул ал-Бухари - да смилостивится над нами Аллах! - в своём сборнике "Ас-Сахих".

Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз

**

Ночная молитва - по паре, по паре    

В.: Некоторые имамы во время совершения ночной молитвы объединяют вместе четыре и более ракатов, а затем произносится один таслим приветственная формула без паузы джулюса после двух ракатов. При этом они утверждают, что это делается в соответствии с Сунной. Существует ли этому законное обоснование в нашем пречистом Шариате?

О.: По мнению большинства учёных-богословов подобные действия не только незаконны, но порицаемы или даже запрещенные на основании высказывания Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Ночная молитва - по паре, по паре... "Достоверность этого хадиса Ибн Омара - да будет Аллах доволен им и его отцом! - общепризнана. Достоверно установлено, что Аиша - да будет Аллах доволен ею! - рассказывала: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал ночную молитву из одиннадцати ракатов, произнося таслим после каждых двух ракатов, а затем добавлял ещё  один ракат к чётному числу ракатов, чтобы количество ракатов во всей молитве было нечётным витр." Достоверность этого хадиса установлена, и есть много других хадисов по этому вопросу.

Существует ещё один известный хадис Аиши: "Истинно, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, молился ночью четыре раката, и не спрашивай о красоте и продолжительности этого, а затем молился ещё четыре раката, и не спрашивай о красоте и продолжительности этого..."

Достоверность этого хадиса установлена и смысл этого заключается в том, что Пророк делал таслим после каждой пары ракатов, а вовсе не в том, что он совершал четыре раката подряд с одним таслимом, ибо в таком случае данное толкование противоречит предыдущему хадису Аиши.

Подтверждением этого является также приведённый выше хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что ночная молитва совершается "по паре, по паре..." Различные хадисы подтверждают достоверность друг друга и дополняют друг друга. Долг каждого мусульманина состоит в том, что принимает во внимание все эти хадисы и толкует их в целом по принципу очевидности. И успех принадлежит Аллаху.

Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз

***

Ночная молитва бесспорно желательно и одобряемое действие         

В.: Является ли ночная молитва просто одобряемым действием или подтвержденным одобряемым действием?

О.: Это подтверждено одобряемое действие, к совершению которого призывал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: "Тот, кто преисполненный веры и надежды получить награду Аллаха, проводил ночи рамадана в молитвенном бдении, тому Аллах отпустил его прежние грехи." Достоверно известно, что сам Пророк совершал ночную молитву вместе со своими сподвижниками в течение нескольких ночей, а затем, испугавшись, что она будет навязана им, убедил их самим совершать её добровольно.

Если совершали в одиночку, вдвоём и в группе из трёх человек, а затем Омар - да будет Аллах доволен им! - счёл целесообразным проводить её с имамом в группе с целью заучивания Корана путём его слушания, что с тех пор стало обычаем мусульман вплоть до наших дней.

В те времена ночная молитва проводилась в 23 раката и сопровождалась длительным чтением Корана. Так, например, сура "Аль-Бакара" читалась в течение 12, а иногда восьми ракатов. Учитывая, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не указал на конкретное число ракатов, то в этом деле существует свобода выбора. Если угодно, то сократи число ракатов и удлини арканы молитвы, а можешь и увеличить число ракатов

Абдулла бин Джибрин

***

Молитвенное бдение ночью не является привилегией одного месяца рамадан   

В.: Совершается ли ночное молитвенное бдение только во время благословенного месяца рамадан, либо в любое время года? С какого времени начинается молитвенное бдение и когда заканчивается? Заключается ли молитвенное бдение только в совершении молитвы, либо в молитве и чтении Свящённого Корана?

         

О.: Совершение молитвы ночью и чтение Корана являются достоинством и добродетелью, чего придерживался Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, а также его сподвижники. Всевышний сказал: "Точно, знает Владыка твой, что стоишь ты на молитве почти две трети ночи, и иногда половину или третье её, и некоторые из тех, которые с тобою." Ночное молитвенное бдение совершается не только в месяц рамадан и предназначенное время для этого от наступления ночи и до рассвета, хотя лучшая молитва та, которая совершается в последние часы ночи.

Если человек совершил молитву глубокой ночью, то за это он получит награду. Предпочтительнее совершение ночной молитвы после сна или во второй половине ночи. И Аллаху ведомо все наилучшим образом.

Абдулла бин Джибрин

***

ФАТВЫ ПО РАЗЛИЧНЫМ ВОПРОСАМ

Продолжительность ночи и дня

В.: В скандинавских и других странах, расположенных к северу от Скандинавии перед мусульманином стоит проблема продолжительности ночи и дня с точки зрения их долготы и краткости. День в этих районах может продолжаться 22 часа, а ночь всего два, а в другой сезон года может быть наоборот. С такой проблемой столкнулся один из спрашивающих, когда оказался проездом в этих странах в месяц рамадан.

  

Ему также было сказано, что ночь в некоторых районах продолжается целых шесть месяцев, а день - остальные шесть месяцев. Как же поступать в такой ситуации? Каким образом определять начало и конец поста в таких странах, и каким образом постятся тамошние мусульмане, а также те мусульмане, в которые временно приехали туда для работы или учёбы?

О.: В этих странах сложность не только с постом, но и с молитвой. Однако если в данном государстве существуют день и ночь, то следует делать все в соответствии с этим, вне зависимости от долготы или краткости дня. Что же касается стран, расположенных за Полярным кругом, где нет дня и ночи в нашем понимании. То есть день там продолжается шесть месяцев, а другие шесть месяцев ночь, то находящиеся в этих странах мусульмане должны определять время совершения поста и молитв. Однако исходя из чего они должны определять это время?

Ряд учёных-богословов считают, что им следует ориентироваться на мекканское время, поскольку Мекка есть мать всех городов, которые, таким образом, восходят к ней, так как мать есть то, с чего следует брать пример, нечто главное, основа или первоисточник. Один из поэтов сказал: "И голова его есть мать, какой он в жизни должен стать."

Другие учёные полагают, что в таких странах нужно брать нечто среднее и определить продолжительность ночи в двенадцать часов и продолжительность дня также в двенадцать часов, поскольку именно такова средняя цифра долготы светлого и тёмного времени суток.

Ещё часть учёных считают, что жителям приполярных районов следует ориентироваться на ближайшую к ним страну, в которой смена дня и ночи происходят регулярно. По всей видимости это мнение наиболее правильно, так как ориентирование на ближайшую страну надежнее всего, так как она ближайшая и по климату и по географическому положению. Исходя из этого мусульманам при полярных  районов следует придерживаться времени смены дня и ночи в ближайшей к ним стране, определяя сроки поста или совершения молитвы.

Мухаммад бин Салих Аль Усеймин

***

Страна с поздним заходом солнца     

В.: Мы находимся в стране, где солнце заходит не раньше 9.30  или десяти часов вечера. Когда мы можем принимать пищу?

О.: Вам следует разговляться после захода солнца, так как у вас есть временное чередование ночи и дня. поэтому вы должны поститься в дневное время, даже если день продолжителен.   

Мухаммад бин Салих Аль Усеймин

***

Благодать сухура последнее время приёма пищи перед рассветом

В.: Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: "Принимайте пищу перед рассветом, ибо в сухуре есть благодать." Что имеется в виду под "благодатью сухура"?

О.: Благодать сухура двоякого рода: это шариатская благодать и телесная благодать. Шариатская благодать состоит в том, что человек выполняет повеление Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, а также берёт с него пример. Телесная же благодать состоит в том, что посредством питания тело приобретает силу, необходимую для соблюдения поста.

Мухаммад бин Салих Аль Усеймин

**

Маленький ребёнок не должен поститься, но он настаивает

В.: Мой ребёнок настаивает на том, чтобы соблюдать пост в месяц рамадан, несмотря на то, что пост вреден ему по причине малолетства и может подорвать его здоровье. Следует ли проявить суровость и заставить его есть?

О.: для малолетнего ребёнка пост необязателен, но если это ему по силам, и он переносит пост без тяготы, то он велел ему. Сподвижники Посланник Аллаха - да будет Аллах доволен ими! - приучали к посту своих детей и побуждали их к этому. Если же кто-то из маленьких начинал плакать, то ему для утешения давали жвачку.

Однако если точно известно, что пост идёт во вред ребёнку, то ему следует запретить поститься. Ведь если Всемогущий и Всевышний Аллах запретил нам давать маленьким детям их средства, чтобы тем самым не испортить их, то куда уж как важнее предотвратить вред для их организмов, запрещая им пост в случае опасности этого для здоровья детей. Но при запрете не следует проявлять суровость, так как она неприемлема в обращении с детьми в процессе их воспитания.

Мухаммад бин Салих Аль Усеймин

***

Условия правильности  поста маленького ребёнка

В.: Каковы условия правильности поста маленького ребёнка? Верно ли, что в его посте заслуга родителей?

О.: Родителям предписано с малолетства приучать своих детей к посту, если это им по силам. Делать это следует даже в том случае, если им и нет ещё десяти лет. Когда ребёнок подрастёт, его следует заставлять поститься. Если ребёнок совершает пост в малом возрасте, то он обязан исключить всё, что может сделать его пост недействительным, как и взрослый, то есть ничего не есть, не пить и т.д. Он получит награду за свой пост, а также и его родители за это.

Абдулла бин Джибрин

***

ДОБРОВОЛЬНЫЙ ПОСТ

Возместительный пост не заменяет собой шестидневного поста в месяц шавваль

В.: Если девушка совершила шестидневный пост в месяц шавваль в качестве возмещения нарушенного поста в месяц рамадан, то достаточно ли это, чтобы получить награду, предназначенную для того, кто совершил шестидневный пост в месяц шавваль?!

О.: Известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Тот, кто постился месяц рамадан, а затем продолжил пост в течение шести дней месяца шавваль, то это равно посту года."

В этом хадисе содержится доказательство того, что необходимо завершить пост в месяц рамадан, который является обязательным, а затем добавить к нему шесть дней добровольного поста в месяц шавваль с тем, чтобы пост стал подобным году. В другом хадисе сказано: "Пост в рамадан приравнивается к десяти месяцам."

Это означает, что праведное дело увеличивается в десять раз. Отсюда вытекает, что если человек относился часть месяца рамадан, а затем разговелся по причине болезни, поездки, менструации или послеродового периода, то он должен возместить пропущенные в рамадан дни постом в шавваль или другой месяц в обязательном порядке, прежде чем совершать любой добровольный пост, как шестидневный, так и любой другой.

Когда человек совершит обязательный возместительный пост за пропущенные дни, то он может совершать дополнительный добровольный пост в течение шести дней месяца шавваль, чтобы получить упомянутую награду. Таким образом, возместительный пост девушки не подменяет её добровольного поста.

Абдулла бин Джибрин

***

Возмещение шестидневного поста после месяца шавваль

В.: Женщина ежегодно совершала шестидневный пост в месяц шавваль. В один из годов начало месяца рамадан совпало у неё с послеродовым периодом, и она очистилась уже после окончания рамадана. После очищения она совершила возместительный пост.

  

Следует ли ей также возместить пропущенный шестидневный пост после возмещения поста месяца рамадан, даже если это будет уже не месяц шавваль, либо же для неё обязательно возмещение только поста рамадана? Обязательно ли совершение шестидневного поста в месяц шавваль постоянно или нет?    

О.: Шестидневный пост в месяц шавваль является одобряемым действием, но не предписан в обязательном порядке, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Тот, кто постился месяц рамадан, а затем продолжил пост в течение шести дней месяца шавваль, то это равно посту вечности." Этот хадис изложен имамом Муслимом в его сборнике "Ас-Сахих".

Данный хадис свидетельствует по своей сути о том, что данный пост может быть непрерывным, либо прерываться. Наилучшим будет, если человек поспешит совершить его, так как Всемогущий сказал: "Я поспешил к Тебе, Владыка мой, дабы снискать благосклонность Твою." Аяты Корана и хадисы Пророка свидетельствуют о добродетели состязания и ускоренного рвения в стремлении творить добро.

Постоянное соблюдение шестидневного поста не обязательно, но это будет наилучшим в соответствии с высказыванием Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Самое угодное Аллаху дело такое, которое человек совершает постоянно, даже если оно и маленькое." Законом не предписано возмещать пост месяца шавваль после его завершения, так как это добровольное и достойное дело, для которого предусмотрено специальное время. Если человек не совершил этот пост вовремя по причине или без причины, то возмещения не требуется. И успех принадлежит Аллаху.

Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз

***

Шестидневный пост в месяц шавваль, и что сказано о нём в книге "Муватта" имама Малика

         

В.: Каково ваше мнение по поводу шестидневного поста в месяц шавваль после окончания поста в месяц рамадан? В своём своде "Ал-Муватта" имам Малик Ибн Анас относительно шестидневного поста после завершения рамадан сказал, что он не видел ни одного учёного-правоведа или богослова, который бы совершал этот пост и ему не известно, чтобы это делал кто-нибудь из праведных предков. По мнению имама учёные порицают этот обычай, опасаясь, что это вредное нововведение, и что к рамадану ничего присоединять не нужно. Это сказано в "Ал-Муватта" № 228.        

О.: Из хадиса Абу Айуба - да будет Аллах доволен им! - достоверно известно, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Тот, кто постился месяц рамадан, а затем продолжил пост в течение шести дней месяца шавваль, то это равно посту вечности."

Об этом рассказал Муслим и ещё пятеро учёных - собирателей хадисов. Это достоверный хадис, который доказывает, что шестидневный пост в месяц шавваль является одобряемым действием, которое совершали аш-Шафаи, Ахмад и группа других имамов-учёных.

Было бы неверным противопоставлять этому хадису доводы некоторых учёных, порицающих этот пост из опасения того, что невежественные люди сочтут его постом месяца рамадан, либо подумают, что он обязателен. Беспочвенны их утверждения о том, что об этом неизвестно ни от кого из предков, либо что никто из учёных не совершал этого поста. Всё это беспочвенные измышления, которые не идут ни в какое сравнение с истинной Сунной. И тот, кто знает доказательство сильнее того, кто этого не знает.

Постоянный комитет

***

Добровольный пост с разрешения мужа

В.: Имею ли я право запретить жене добровольный пост, например, в течение шести дней месяца шавваль? Совершаю ли я грех в таком случае?

О.: Если муж не отсутствует, то жена может совершать добровольный пост только с его разрешения по причине необходимости не прерывать интимных отношений. Если женщина совершает добровольный пост без дозволения мужа, то ему разрешается разговеть её, если ему необходимо совокупление. Если у него такой нужды нет, то не следует мешать жене поститься при отсутствии вреда для её здоровья, препятствия для воспитания ребёнка, кормления грудью и т.п. Это распространяется как на шестидневный пост месяца шавваль, так и на любой другой дополнительный пост.

Абдулла бин Джибрин

***

Дни, в которые запрещено совершать пост

В.: В какие дни пост неприемлем?

О.: Пост запрещён в пятницу, так как человеку не разрешается совершать добровольный пост только в течение одного пятничного дня, поскольку такой запрет исходит от Посланника, да благословит его Аллах и приветствует.

Точно также не допускается добровольный пост в течение одного субботнего дня. Однако, если человек совершает непрерывный пост в течение пятницы и субботы, либо пятницы и четверга, то в этом нет беды, о чём свидетельствуют достоверные хадисы Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Запрещается также поститься в день праздника розговенья ид ал-фитр, ибо это абсолютно исключено и недопустимо. Нельзя поститься в праздник жертвоприношения ид ан-нахр 10-го зу-ль-хиджжа, а также в три следующие за ним дня, поскольку Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, запретил это.

Однако имеются достоверные факты, свидетельствующие о допустимости поста в эти дни взамен принесения в жертву животных, особенно для того, кто не может позволить себе этого. Ал-Бухари приводит достоверное высказывание Аиши и Ибн Омара - да будет Аллах доволен всеми ими! - "Пост в течение трёх дней, следующих за праздником жертвоприношения, дозволен только тому, кто не смог сделать жертвоприношения в виде жертвенного животного."

Если же человек собирается поститься в эти дни по своей  доброй воле, либо по каким-то другим причинам, то это не разрешается, как и не разрешается пост в день праздника, а также в тридцатый день месяца шаабан, если видение полумесяца не установлено достоверно.

Этот день сомнителен и по авторитетному мнению большинства учёных во время его поститься не разрешается, как в ясную, так и в пасмурную погоду на основании наличия достоверных хадисов, которые свидетельствуют о неприемлемости этого. И успех принадлежит Аллаху.

Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз

***

ЗАКОНОПОЛОЖЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ПРАЗДНИКА

         

О том, что желательно и предпочтительно делать в день праздника

         

В.: Что желательно и предпочтительно для нас делать в день праздника розговенья?         

О.: В день праздника  асе мусульмане проявляют  свою радость по поводу успешного завершения поста, молитвенных бдений, а также других обрядов поклонения, совершенных ими в месяц рамадан. Этот праздник есть одно величайших благ, дарованных Аллахом Его слугам. Ночь праздника они начинают прежде всего с возвеличивания Аллаха и продолжают это в день праздника перед совершением молитвы.

Затем в начале дня они направляются в мечеть, чтобы совершить этот особо величественный акт поклонения, то есть праздничную молитву, которая проводится особым образом. Как упомянуто в хадисе, на эту молитву направляются мужчины и женщины, совсем молодые девушки и девственницы, чтобы участвовать в ней, обрести благо и воочию убедиться в силе призыва мусульман.

Затем радостные и осененные счастливой вестью об этом великом благе, они возвращаются домой, приветствуют и поздравляют друг друга, наносят визиты, ходят в гости и разговляться в этот день праздничной трапезой в знак завершения важного обряда их поклонения.

Абдулла бин Джибрин

***

Если день праздника совпал с пятницей, то совершается ли групповая пятничная молитва?

В.: Если один из праздников выпал на пятницу, то совершается ли в таком случае групповая пятничная молитва с её проповедью в этот день или нет?        

О.: Если день праздника выпадает на пятницу, то законным для мусульман является совершение праздничной и пятничной молитв в мечетях, в которых проводятся пятничные молитвы. Тому, кто присутствовал на праздничной молитве, разрешается не присутствовать на пятничной молитве и ограничиться совершением полуденной молитвы, что вытекает из следующих хадисов:

В хадисе Зайда Ибн Аркама - да будет доволен им Аллах! - сказано: "Совершив праздничную молитву, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил пятничную молитву, а затем сказал: "Тот, кто хочет молиться, пусть молиться." Этот хадис приводят пять авторов, за исключением ат-Тирмизи, и он подтверждён Ибн Хузаймой.

В хадисе Абу Хурайры - да будет Аллах доволен им! - о Посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приводится его следующее высказывание: "На этот ваш день пришлись два праздника. Кто пожелает, может не совершать пятничной молитвы или же совершит их обе." Этот хадис приводят Абу Дауд и Ибн Маджа.

В хадисе ан-Наомана Ибн Башира, да будет Аллах доволен им! - говорится: "Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прославляя имя Господа твоего Всевышнего и спрашивал: "Известна ли тебе история о дне воскресения из мертвых?" Когда же праздник выпадал на пятницу, он говорил то же самое во время совершения обеих молитв." Этот хадис приведён Муслимом.

В приведённых хадисах содержится свидетельство о том, что мусульмане совершают праздничную и пятничную молитву в том случае, если праздник выпадает на пятницу.

В первом и втором хадисах содержится довод о допустимости неприсутствия на пятничной молитве того, кто присутствовал на праздничной молитве, если два этих события происходят в один день.

Если человек не присутствовал на пятничной молитве, то он обязан совершить полуденную молитву, поскольку бесспорным является постулат о необходимости совершения пяти обязательных, и если кто-то по причине болезни, путешествия или присутствия на праздничной молитве, если праздник выпадает на пятницу, не совершил пятничную молитву, то он обязан возместить её полудённой молитвой, в чём единодушны учёные-богословы.

Я испрашиваю у Аллаха ниспослать нам, вам и всем нашим братьям успеха в глубоком усвоении религии и твёрдом её соблюдении. Пусть Аллах сделает нас и вас её убеждёнными сторонниками и проповедниками. Истинно, Он Щедрый и Великодушный.

Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз

***

Суждение о пропуске праздничной молитвы

В.: Разрешается ли мусульманину пропускать праздничную молитву без уважительной причины? Разрешено ли запрещать женщине совершать эту молитву вместе с другими людьми?

О.: По мнению многих учёных праздничная молитва является религиозным предписанием, не обязательным абсолютно для всех без исключения, поэтому некоторым категориям людей позволяется пропускать её. Однако что касается братьев-мусульман, то их присутствие на праздничной молитве и участие в ней является безусловно похвальным действием. Пропускать её позволяется только на основании уважительной с точки зрения шариата причины.

Некоторые деятели науки утверждают, что праздничная молитва представляет собой одно из главных и обязательных религиозных предписаний, каким является, например, пятничная молитва. Исходя из этого, ни одному из совершеннолетних мужчин, из числа проживающих оседло, не разрешается пропускать праздничную молитву, о чём имеются достаточно убедительные  и веские доказательства. Согласно Шариату, женщинам разрешается присутствовать на праздничной молитве с соблюдением необходимых предосторожностей, то есть при условии закрытия всего тела и неиспользования благовоний.

В обеих сборниках "Ас-Сахих" приводится хадис Ум Атийи - да будет Аллах доволен ею! - которая сказала: "В дни обеих праздников нам было велено выходить всем, даже молодым девушкам и тем, у кого были менструации, чтобы приобщиться к благу и воочию убедиться в силе призыва мусульман. При этом женщины, имевшие менструации, должны были находиться в изолированном месте."

Одна из женщин сказала: "О Посланник Аллаха! Но одна из нас не имеет джильбаба, чтобы выйти в нём на улицу!" Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Пусть её сестра даст её свой джильбаб!" Несомненно, что это очевидно доказывает необходимость выхода женщин для участия в праздничной молитве, чтобы приобщиться а благу и увидеть силу призыва мусульман. И успех принадлежит Аллаху

Абдуль Азиз бин Абдулла бин Баз

***

По материалам исламских СМИ