Лондон забыл, что Россия представляет угрозу безопасности страны

23 октября 2008 в 11:48

Когда-то Кремль приходил на поклон к таким людям как Джордж Осборн (George Osborne), чтобы попросить денег. Во времена 'холодной войны' он тайком распродавал золотые резервы Советского Союза, чтобы оплатить импорт столь необходимого стране зерна. Михаил Горбачев и Борис Ельцин постоянно обращались к Западу за экономической помощью, и их активно поддерживали Маргарет Тэтчер (Margaret Thatcher) и Джон Мейджор (John Major). Но сегодня все наоборот: Россия сидит на огромном сундуке с деньгами, а мы распродаем принципы и самоуважение.

Еще до финансового кризиса Лондон был мировым лидером в торговле респектабельностью. Он предлагал богатым россиянам поменять их неправедным путем полученные миллиарды на престиж. Если вам хотелось получить доступ в высшее общество или в массовую культуру, британские посредники и высокооплачиваемые пиар-деятели были готовы его обеспечить. Купите футбольную команду, станьте спонсором благотворительного общества или внесите щедрое пожертвование на нужды какой-нибудь шикарной частной школы - и вот вы уже получаете значок члена клуба избранных. В обмен на незначительную, по их мнению, сумму наличности многочисленные олигархи получали бесценную респектабельность и безопасность. Как выяснили беглецы из России, Британия это безопасное место - полиция и телохранители прекрасно работают вместе, а требования России об экстрадиции для британских властей мало что значат.

Оглядываясь назад, понимаешь, что респектабельность эта продавалась довольно дешево. Когда в Чечне все еще шла война, а государство активно усиливало свой контроль над некогда разнообразными средствами массовой информации России, британский истеблишмент решил, что в этой стране при Владимире Путине вполне можно заниматься бизнесом. На российских магнатов (часть из них была в прошлом бандитами, часть - агентами КГБ) в худшем случае смотрели как на слегка жуликоватых проказников. Тони Блэр (Tony Blair) со своим 'другом' и гробовщиком российских политических свобод Путиным посещал оперу. Британская элита - Ротшильды, Мердоки и даже младшие члены королевской семьи - водили дружбу и бражничали (порой с немалой прибылью для себя) с 'новыми русскими'.

Тем, у кого лезли на лоб брови или возникало чувство брезгливой тошноты, говорили, что не стоит быть такими ворчунами и ретроградами. Мы, конечно же, должны были радоваться тому, что Россия встала на относительно правильный путь: капиталистические алмазы даже без огранки все же лучше, чем коммунистический уголь. Те, кто отказывался играть по этим правилам, быстро получали сдержанные предупреждения о том, что новая лондонская элита очень любит сутяжничать.

Банки, бухгалтеры, адвокатские конторы - все дружно кинулись к кормушке. Вместо того чтобы отстаивать принципы (какими бы шаткими они ни были), на которых основана наша финансовая система, эти люди бросились в общую свалку российского бизнеса, потворствуя его попытками извратить эти принципы или обойти их стороной. Наши лучшие аудиторы утверждают счета компаний, которые являются ничем иным как преступными сообществами, крадущими у российского народа миллиарды долларов на благо своих неизвестных акционеров. Наши лучшие юристы помогают им скрывать свои личности и создавать надежные бизнес-модели. Наши банкиры управляют наличностью и густой паутиной оффшорных компаний, которые прячут следы, ведущие прямо в Кремль.

Чиновники в коридорах Уайтхолла ужасаются тому, как русские за свои деньги покупают друзей и влияние в нашей политике, органах государственного управления, независимых регулирующих органах и бизнесе - особенно в энергетическом. Во всех трех партиях имеются члены парламента, являющиеся преданными членами кремлевского хора. Британские тори, например, поддержали попытку избрать бывшего сотрудника КГБ Михаила Маргелова председателем Парламентской ассамблеи Совета Европы.

Но либеральным демократам, особенно лейбористам, тоже нечем гордиться, и это показал скандал с Олегом Дерипаской. В этом деле поражает то, что все, кто претендуют на респектабельность в британском обществе, посчитали возможным и вполне уместным иметь даже светские контакты с таким олигархом как Дерипаска. Известно, что этот человек поднялся к вершинам власти и богатства сначала в алюминиевом бизнесе, который в 90-е годы отличался особой жестокостью и насилием, а затем и при дворе Путина.

Питер Мандельсон (Peter Mandelson) и Джордж Осборн не могли не заметить, что Дерипаске закрыт путь в Соединенные Штаты. Короткий брифинг ФБР, который легко можно было организовать в Лондоне, показал бы им, что американские власти не очень довольны некоторыми партнерами Дерипаски по бизнесу.

Сторонники Дерипаски отмечают, что ему никогда не предъявляли обвинений в совершении преступлений, и говорят, что трудности с визой у него появились из-за ничем не подтвержденных заявлений его конкурентов. Кроме того, и сам Дерипаска не раз отрицал свою причастность к правонарушениям в этом и других случаях.

Короткая беседа с информированными британскими чиновниками ясно показала бы господам Осборну и Ротшильду, а также лорду Мандельсону, что вести дела с Дерипаской следует осторожно, в ограниченных масштабах и только на официальном уровне.

Правящий класс Британии не только потерял нравственные ориентиры. Он также забыл, что Россия представляет угрозу национальной безопасности. Этот момент неоднократно и публично подчеркивала британская контрразведка. НАТО в настоящее время разрабатывает планы на случай чрезвычайных обстоятельств, чтобы защитить своих членов от нападения России, делая это впервые после окончания 'холодной войны'. Но похоже, что на внутреннем фронте мы сдались без борьбы.

Эдвард Лукас - автор книги 'Новая холодная война: как Кремль угрожает России и Западу' (The New Cold War: How the Kremlin Menaces Russia and the West).

The Guardian (ИноСМИ)

КЦ