РПЦ. В деле опального Диомида ожидается «Сага о форсайтах»

Опального епископа Чукотского и Анадырского Диомида, объявившего анафему главарю РПЦ Алексию (агент КГБ-ФСБ Дроздов он же Ридигер), обвиняют в растрате средств епархии. Эксперты удивлены, что РПЦ изменила своей концепции, которая предусматривает, что все конфликты должны решаться т.н. «церковным судом», внутри этой огосударствленной структуры. Ее архиепископ Марк обратился с заявлением в прокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело по данному факту.

Архиепископ обвиняет его в незаконной растрате средств епархии. «Я направил заявление в окружное УВД и прокуратуру с просьбой возбудить дело в отношении епископа Диомида», - сообщил в пятницу архиепископ Марк, передает РИА «Новости». В заявлении в правоохранительные органы, по его словам, сообщается о хищении всех учредительных и регистрационных документов епархии, бухгалтерской и налоговой отчетности, а также кадровой документации работников.

По оценкам архиепископа, Диомид растратил солидную сумму. «По самым скромным подсчетам, общая сумма прихода, которая не была документирована, только по одному храму в Анадыре составляет не менее восьми-десяти миллионов рублей в год», - заявил он. О том, что делу решено дать ход, архиепископ сообщил полпреду президента в Дальневосточном федеральном округе Олегу Сафонову, который находится в Анадыре в рамках рабочего визита. В ответ полпред рекомендовал правоохранительным органам «самым тщательным образом проверить эту информацию».

В РПЦ случившееся пока не комментируют. Руководитель пресс-службы Московской патриархии (МП) Владимир Вигилянский заявил «Газете.Ru», что не располагает никакой информацией на этот счет. Затянувшаяся история со скандальным епископом постоянно обрастает новыми подробностями. Началось все с того, что Диомид (в миру Сергей Дзюбан) в течение последних полутора лет забрасывал РПЦ различными обращениями, в которых критиковал проводимую РПЦ и лично Алексием политику.

В 2007 году епископ Чукотский и Анадырский опубликовал «Обращение ко всем верным чадам святой православной церкви», в котором подверг резкой критике РПЦ и призвал покаяться в действиях церкви всех архипастырей, пастырей и монахов. В своем письме епископ уличил церковнослужителей в совместных молитвах с еретиками и последователями экуменизма и связях с движениями за объединение христианских конфессий. Также Диомид неоднократно уличал митрополитов в ведении собственного бизнеса.

Помимо всего прочего Диомид имел свое мнение и насчет т.н. «большой восьмерки», называя ее органом мирового масонского правительства, который готовит приход единого мирового лидера, т. е. антихриста, а также призывал всех православных отказаться от использования мобильных телефонов и паспортов нового образца, поскольку, по его мнению, в них зашифровано т.н. «число зверя».

Синодальная богословская комиссия пришла к выводу, что письма Диомида «порочат авторитет русской православной церкви, фактически провоцируют раскол, наполнены духом изоляционизма и экстремизма, толкают церковь на конфликт с государственной властью и с представителями других конфессий, а также являются соблазном для людей, стоящих «на пороге» православной церкви».

В конце июня епископ был извержен из сана решением Архиерейского собора за «возбуждение раскольнических настроений, клевету и ложь». Сам документ лишает сана условно, но предполагается, что решение собора будет реализовано, если Диомид не покается. В качестве временного и. о. управляющего епархией на Чукотку был направлен архиепископ Марк.

Сам запрещенный в служении епископ, не дожидаясь собственного отлучения от церкви, предал анафеме Алексия, а заодно с ним главу отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, его предшественника на посту председателя ОЦВС, ныне митрополита Минского и Слуцкого Филарета «и всех их предшественников, участвовавших в антимонархическом февральском бунте 1917 года, и всех вместе с ними помышляющих».

Свою позицию Диомид изложил в пространном письме, где вновь вернулся к тем пунктам, по которым у него с Московским патриархатом наибольшие разногласия. В РПЦ не скрывали своего недоумения по поводу происходящего, считая это абсолютным нонсенсом. Впрочем, вслед за этим в СМИ стали просачиваться нелицеприятные подробности из жизни скандального епископа.

Очередной поворот в этой истории вызывает у экспертов еще большее недоумение.

«По сути, это уход от традиционной концепции РПЦ, которая предусматривает, что все конфликты должны решаться внутри структуры, церковным судом», - считает директор института изучения религии в странах СНГ и Балтии Николай Митрохин. Но в теперешнем случае все переносится в сферу суда светского, чего РПЦ обычно не делает.

По мнению Митрохина, перенос конфликта в плоскость светскую, в обычные суды, может стать очень интересным прецедентом. Он отмечает, что РПЦ живет, по сути, вне юридического поля, ориентируясь на свой устав. Поэтому подобное разбирательство будет очень интересным для общества, которое сможет увидеть, как церковное право соотносится с государственным, считает Митрохин: «А учитывая, что за Диомидом стоят довольно грамотные юристы, можно рассчитывать на многосерийную судебную «Сагу о Форсайтах».

КЦ