Осторожно, платок! Что движет министрами-антихиджабистами?

Осторожно, платок! Что движет министрами-антихиджабистами?

Хиджаб - один из важнейших аспектов жизни мусульманки. Это - не просто кусок ткани, он служит не только прикрытием для определенных частей тела. Хиджаб - занавес застенчивости, скромности и благопристойности.

В Священном Коране Аллах сказал: «И скажи женщинам, истинно верующим в Бога, чтоб опускали они взоры свои и сохраняли целомудрие. И чтобы не выставляли напоказ красоту свою, помимо лишь того, что явно (т.е. лицо и кисти рук). И пусть набрасывают покрывало на грудь. И пусть не выставляют красоту свою, кроме как при мужьях своих, отцах своих, отцах мужей своих...» (Коран, 24:31).

Хиджаб - не просто мода или стиль, это жизненная позиция. И хотя одежда играет важную роль, мы должны помнить, что быть мусульманской женщиной - это нечто большее, чем просто ношение платка или длинного платья. Одежда должна напоминать нам о том, что мы обязаны вести себя по нормам Ислама всегда, - где бы мы ни находились.

Кто-то, как мусульмане, так и немусульмане, может подумать, что ношение хиджаба мешает женщине выполнять работу или учиться. Здесь уместно вспомнить доводы, выдвинутые против школьниц Манчестера, пожелавших носить головной платок. Один из них заключался в том, что хиджаб создает угрозу возгорания во время работы в химической лаборатории (!). Поэтому, дескать, его надо запретить.

Платок без труда можно заправить в горло блузки или свитера - вот вся проблема и решена! Но очевидно, что такие абсурдные претензии к хиджабу - лишь повод добиться его запрета. Против небольшого куска ткани в некоторых странах и обществах ведется настоящая война.

Некоторые горе-мыслители, которые, по всей видимости, далеки от ученого мира вообще, но считающие себя полномочными в вынесении решений по данному вопросу, даже утверждают, что хиджаб - это лишь часть арабской культуры. Поэтому всем другим народам он чужд.

На самом же деле, хиджаб не является арабским стилем одежды, это принцип внешнего вида мусульманской женщины. Заметьте мусульманской, а не арабской. Мусульманин же в переводе с арабского означает - «покорный воле Господа». Так где же здесь внедрение арабской культуры?

Напомним и факты истории. Издавна, до прихода Ислама, арабки одевались весьма вызывающе. Они ходили с открытым торсом и с разрезами на шароварах вплоть до бедер. Это было продиктовано жарким климатом и далеким от праведности образом жизни. Получается, что это и надо назвать арабской национальной одеждой!

У нас в Таджикистане также нашлись поборники «антиплаточной кампании». Особенно тут надо отметить «старания» министра-антихиджабиста Абдуджаббора Рахмонова, решившего, как ему кажется, вывести образование в нашем государстве на уровень международных стандартов.

По всей видимости, в школах Таджикистана нет никаких проблем с отоплением в зимний период, с инвентарем, с уровнем предоставляемых знаний, оплатой труда преподавателей, всеобщей успеваемостью и нравственным воспитанием. Наверное, министр образования, как ему кажется, уже решил все эти проблемы, правда, пока кроме него об этом никто не знает, и ввел запрет на платок для школьниц.

Форма учащихся - знаковая вещь. Она дисциплинирует, дает ощущение ответственности, порядка. Но может быть так, что кому-то она не удобна или ребенку не нравится ходить одетым, как все. Мы не должны ограничивать детей в возможности учиться в зависимости от того, есть у него форма или нет, хочет он ее носить или нет.

Да, сейчас вводятся требования к форме учащихся. Они закрепляются в правилах внутреннего распорядка школ и ВУЗов Таджикистана. Но отсутствие формы не может быть причиной, по которой учащихся не допустят на занятия, или тем более это не должно быть причиной исключения из школы или ВУЗа.

Я думаю, что либеральный режим по отношению к форме учащихся следует сохранить. Тем более, это касается тех, кто не отказывается носить регламентированную форму, но одевает платок, который никому, по сути, не мешает. Хиджаб для школьницы является своего рода формой самовыражения, что мы, как ответственные педагоги, не должны рубить на корню, озлобляя наших детей со школьной скамьи.

Несомненно, форма школьников - это визитная карточка каждого учебного заведения и системы образования в целом. Единообразие, этичность и доступность - вот те принципы, которым она должна соответствовать. Но любой законодательный акт, в том числе касающийся школьной формы, должен иметь правовую основу.

Я более чем уверен, что, как ответственное лицо и как чиновник высокого ранга, г-н Рахмонов хорошо знаком с Конституцией Таджикистана, а также со всеми международными актами и декларациями, в том числе о правах человека и ребенка, принятыми, подписанными и реализующимися в республике. Поэтому прежде, чем издавать указы, тем более затрагивающие религиозные свободы, необходимо изучить все аспекты проблемы!!!

Параллельно с дилетантами в вопросах религии из среды бюрократии идут так называемые «знатоки» Ислама. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что такие порой занимают ответственные и даже ключевые позиции в мусульманских духовных структурах Таджикистана.

Так, они не раз утверждали, что ношение хиджаба - это внедрение арабской культуры. Процитирую одно из заявлений: «...Наш мусульманский головной убор есть национальный платок». Заметим, что именно «наш»! Неужели Ислам стал различаться по национальному признаку?!

Очень четко выразил свое мнение об этом политолог Абдулло Рахмон. «Иногда отдельные чиновники проявляют «светский радикализм»: некоторые руководители вузов и школ не допускают в своих учреждениях ношение хиджаба. Они знают, что законодательством это не запрещено, но у них радикальная интерпретация светскости. Думаю, что такая субъективная позиция исходит от низкой правовой культуры этих лиц», - говорит он.

Несмотря ни на что, министр образования и науки России Алексей Фурсенко, который недавно находился с визитом в Душанбе, призвал местных мусульман «уважительно относиться к запрету Минобразования Таджикистана на ношение хиджабов». Ему было бы лучше дать ряд советов своему коллеге из Таджикистана о том, как повысить уровень образования, но отнюдь не о том, как одеваться школьницам на Востоке.

Складывается впечатления, уважаемый г-н Фурсенко, что Вы далеки не только от Шариата, что понятно, т.к. вы не исповедуете Ислам, но и от общепринятых демократических норм, что вызывает удивление, т.к. последние закреплены в законодательстве РФ. Напомню Вам, что соблюдение религиозных предписаний гарантировано властями, в том числе и в конституциях России и Таджикистана.

Кроме того, надо сказать, что это высказывание было не совсем уместным. Не зря многие у нас расценили его как вмешательство во внутренние дела, хоть и дружественного, но все же суверенного государства.

Почему бы, господа министры, нам не научиться уважать и слушать друг друга?!

Зададим ряд вопросов, и пусть ответят на них наши чиновники. Если кто-то из ваших близких, не дай Бог, заболел. Требуется срочная операция. Но вдруг в больнице вы видите, что у хирургического стола стоит женщина в хиджабе. Неужели Вы так же рьяно будете отмахиваться от такого врача?! Ответьте себе на этот вопрос, только честно.

Или, может быть, вы не сядете в кресло зубного врача в хиджабе? А как же ваши жены, дочери, сестры, их Вы тоже заставите отказаться от помощи гинеколога-мусульманки, которая следует законам Аллаха?!

А что если вы, запрещая девочкам, носящим хиджаб, посещать школу, «срубаете» на корню лучшие головы медицины, экономики, юриспруденции, «убиваете» лучших дипломатов, которые могли бы спасти мир от войны?! Ответьте себе на этот вопрос. Стоят ли ваши «указы» всего этого?

Однако, что же на самом деле беспокоит чиновников, ополчившихся на хиджаб? Нарушения стандартов школьной формы или нежелание видеть образованных мусульманок? Не хочу гадать.

Министерство образования в любом случае должно обращать внимание, прежде всего, не на жесткую стандартизацию одежды, а на уровень знания школьниц. Девочки же, носящие хиджаб, как правило, отличаются прилежанием и успеваемостью.

Не это ли критерий отношения властей к ним? Какое дело посторонним лицам, пусть даже высокопоставленным чиновникам, до их платка?

Может быть, таджикского министра образования преследует навязчивая мысль, что именно под девчачьими хиджабами таится мощный интеллектуальный потенциал. Поэтому, сняв их, все образование республики озарится светом?!

Вряд ли. Скорее, дело в другом - в слепом, нелепом и неоправданном подражании некоторым европейским государствам, которые, запрещая хиджаб, показали себя реликтами якобинской антирелигиозности (даже не секуляризма). Не делает это чести нашим чиновникам. Тем более, подобные решения никак не указывают на светскость государства, а ставят под угрозу авторитет государственной власти.

Абдул Мадани из материалов таджикской прессы

Отдел писем

КЦ