Изъятие и колонизация кавказских земель

Параллельно с военным подавлением сопротивления горцев русское правительство взяло курс на проведение активной политики насильственного выселения и ликвидации дагестанских и нахских поселений с плоскостных и предгорных земель. При этом преследовались две цели: постепенное оттеснение коренных народов в горы и заселение их населенных пунктов русскими колонистами.

В рапорте Орбелиани на имя Милютина мы находим определенное указание на перманентные переселения аулов не только на плоскости, но и в горах: «Во всей Чечне не осталось ни одного аула, ни одного двора, которые по нескольку раз не переселялись бы с одного места на другое».

Путем проведения подобной политики был создан огромный земельный фонд, который использовался для раздачи земель генералам и чиновникам, казачьим и горским верхам, доказавшим свою преданность России. Генерал Муравьев 23 апреля 1856 года писал князю Долгорукому: «Упрочивать владычества наше переселяемыми вперед станицами - есть способ, уже с пользою испытанный, и его не следует изменять.

Вообще, нужно принять за правило, чтобы при всяком передвижении наших войск вперед для занятия вновь приобретаемого от неприятеля пространства, позади их и под их прикрытием переносились с задних линий станицы, в которых водворять и женатых солдат, обращая их в казачье сословие, не стесняясь числом лет их службы».

Однако горцы, чьи поселения веками приобретали оптимальные для выживания в суровых горных условиях размеры, социально-административную структуру, распределение пастбищ, выгонов и сельскохозяйственных угодий, весьма болезненно реагировали на постороннее вмешательство.

В результате, как пишет князь Барятинский в своем отчете за 1857-1859 гг. даже «давно покорные общества» все чаще высказывали открытое недовольство, которое постоянно выливалось в вооруженное сопротивление российской власти и примвканием к войскам Шамиля.

Мансур Бакаров, Представитель ДДК в Польше

Специально для ИА «Свободный Кавказ»