Захваченный колхоз

Это самый красивый пригород Москвы. Здесь, под кронами великолепных сосен, проживает Владимир Путин, а все российские нувориши строят гигантские виллы с колоннами, фонтанами и бассейнами... Тридцать минут езды от центра Москвы (если не стоять в пробках, которые создают на дороге мерседесы, бентли и джипы) - и перед вами Рублевское шоссе, символ российского капитализма последних лет.

Здесь бизнесмены и крупные чиновники возводят себе коттеджи стоимостью от 5 до 30 млн долларов... на землях бывших крестьян, у которых за несколько пачек рублей отобрали их участки и заставили жить на нищенскую пенсию в уродливых многоэтажках или лачугах, иногда без водопровода.

"В совхозе "Горки-2" я проработала тридцать с лишним лет, а сегодня живу среди миллионеров на пенсию в три тысячи рублей", - говорит 64-летняя Любовь Осадчая, бывшая птичница. Она и еще несколько сотен бывших работников совхоза, расположенного посреди Рублевки, пытаются бороться против тех, кто "украл у них землю". На территории этого бывшего лучшего совхоза, снабжавшего Кремль овощами, молоком и мясом, заканчивается строительство торгового центра для супермиллионеров. На витрине - машины Ferrari и коллекции от Gucci. "А нам едва хватает пенсии на хлеб и молоко, - возмущается Анастасия Чалова, бывший совхозный бухгалтер. - Мне, 80-летней, приходится выращивать картошку и огурцы на огороде, чтобы прожить. Было бы побольше денег, купила бы рыбки. И мяса!"

А ведь в "Горках-2", как и в большинстве бывших советских хозяйств, приватизация поначалу шла благополучно. В 1997 году, в соответствии с федеральным законом, предоставившим гражданам право владеть землей, каждый работник совхоза получил - "на бумаге" - свой земельный пай в 1,74 га. Но вскоре директор совхоза, "которому мы так верили", говорят его бывшие подчиненные, убедил их, что все эти земли должны быть внесены в "уставной капитал" новой компании, созданной на месте бывшего совхоза - АОЗТ "Горки-2". "Наш директор говорил, что Москва засматривается на наши земли и что их нельзя дробить, чтобы не отняли ни одной сотки", - возмущенно говорят бывшие крестьяне, которые в ту пору не проявили бдительности. Тем временем таинственные новые акционеры, сегодня известные как представители агропромышленной фирмы "Вимм-Билль-Данн" (крупного российского производителя фруктовых соков и молочной продукции, 9,46% капитала которого принадлежит фирме Danone), постепенно брали под свой контроль общество "закрытого" типа. К 2002 году, видя, что новые собственники отказываются заниматься сельским хозяйством и распродают земли, бывшие работники совхоза начали что-то подозревать. И апеллировать к правосудию. "А там, в суде, нам показали документы с нашими подделанными подписями, по которым мы передавали свои паи обществу", - рассказывает Любовь Осадчая. Она требует графологической экспертизы. Всю оставшуюся жизнь она будет помнить, что ей ответили в суде: "Экспертиза! Да у вас средств не хватить ее оплатить!"

"Мы - ничто перед властным аппаратом"

При нынешних ценах на землю на Рублевке, которые в последние годы стремительно растут, все бывшие крестьяне теоретически могли бы стать миллионерами. Один гектар стоит здесь от 2 до 8 млн долларов, а значит, каждый из них стал бы счастливым обладателем суммы в 3,5-14 млн долларов. Но новые акционеры явно намерены оставить бывшим совхозным работникам только жалкие крохи. В марте два главных активиста, требовавшие "возвращения украденных земель", были избиты неизвестными. Вскоре возле офиса новых хозяев совхоза взорвалась мина. Обошлось без жертв. "Из-за этого нас потом таскали на допросы в милицию. Можно подумать, что в 70 лет мы решили стать террористами!" - говорят бывшие работники совхоза. Они подозревают, что диверсию совершили новые акционеры: они решили изобразить себя жертвами и показать, что из-за упрямства крестьян ситуация еще больше накалится. Наконец, 26 мая все сарайчики, в которых люди хранили свой нехитрый скарб, инструменты, велосипеды и урожаи, сгорели. Крестьяне лишились всего своего "богатства", а у новых собственников, занимающихся недвижимостью, появилась чистая площадка в целых 3 гектара.

На любую попытку проведения журналистского расследования здесь смотрят косо. В администрации бывшего совхоза, где теперь полно охранников с пистолетами на боку, никто из новых руководителей не согласился ответить на вопросы корреспондента Libération. "Уже одно ваше присутствие здесь является нарушением! Покиньте помещение! А напишете статью - это будет еще одно нарушение!" - предупредил нас человек в штатском, представившийся как "начальник местной милиции", во время манифестации бывших работников совхоза, прошедшей на Рублевке 16 июня. Чтобы удержать сотню мокнувших под дождем старушек, вдоль Рублевки разместились милиционеры в форме и агенты в штатском. "Они из ФСБ", - пояснила одна из старушек, указав на четверых мужчин в костюмах. "Мы - ничто перед властным аппаратом, - стонет другая пожилая женщина. - Помогите нам добиться справедливости!"

В соседнем поселке Петрово-Дальнее контроль над колхозом "Ленинский луч" захватили бизнесмены из Санкт-Петербурга, рассказывают местные жители. В 2002 году некоторых бывших колхозников уговорили отнести паспорта и документы на владение землей (теоретически дававшие каждому право на владение 0,75 га) в поселковый Дом культуры - якобы для осуществления этого права. На следующую ночь произошедший почему-то пожар уничтожил и паспорта, и документы... "В нашем поселке долго шла битва между московскими банкирами - мы уже установили, что они были близки к бывшему премьер-министру Михаилу Касьянову, - и банкирами питерскими, из "Межпромбанка", - рассказывают многие бывшие колхозники, которым уже не раз угрожали и которые предпочитают не называть своих фамилий. "В конце концов питерские банкиры взяли верх, две группировки примирились и объединились против нас".

Подарок Кремлю

Самым последним по времени ударом для этих людей, на глазах которых их родной "Ленинский луч" был распродан по кускам, стал "подарок" в виде 197 гектаров земли, преподнесенный новыми хозяевами... Кремлю. "Эта территория пролегает отсюда и прямо до резиденции Владимира Путина, - рассказывают местные жители, показывая на огромное поле, заросшее сорняками. - По документам, которые имеются у нас на руках, этот участок сначала передали в федеральную собственность, а потом - в распоряжение президентской администрации. Мы не сомневаемся: этот участок - огромная взятка, которую наши экспроприаторы дали Кремлю, чтобы тот покрывал их махинации".

"Путин не в курсе. При его характере он бы такого не потерпел. Все это делают за его спиной люди, которые хотят запачкать его в своих грязных делишках", - верит Виктор Пруссаков, бывший главный инженер и представитель бывших колхозников. Он еще надеется, что добрый Путин скоро разоблачит махинаторов и защитит крестьян. Однако в данном конкретном случае в неведение Путина тем труднее поверить, что земли, изящно "подаренные" Кремлю, видны из окна президента. Более того, "Межпромбанк", который "захватил" колхозные земли, известен как вотчина одного из близких к Путину людей - банкира Сергея Пугачева.

"Очень хорошо, что эти земли в конце концов возвращаются государству", - с иронией говорит журналист Эдуард Дорожкин, главный редактор местного журнала "На Рублевке". "Не думайте, что бывшие крестьяне действительно хотят заниматься сельским хозяйством. Все, чего они хотят, - это получить побольше денег, хотя они случайно оказались на землях, которые стали дорогими", - говорит журналист. Он отражает точку зрения, широко распространенную среди местных нуворишей и даже среди обычных людей, которые имеют здесь работу и предпочитают "не гнать волну". "Очень хорошо, что Рублевка меняется, - говорит Эдуард Дорожкин. - На месте жалких колхозных полей новые обитатели коттеджей создают сказочные сады".

В одной только Московской области не менее 70 бывших хозяйств (колхозов и совхозов), в которых трудилось около 50 тысяч "акционеров", постигла в последние годы такая же участь. Так считает Мария Журова, лидер недавно созданного Крестьянского фронта, который пытается через суды и митинги добиться возмещения ущерба обездоленным земледельцам. А по всей России миллионы мелких акционеров стали жертвами кучки бизнесменов и крупных чиновников, строящих сегодня коттеджи на Рублевке.

Лорен Милло

Libération

(перевод с Inopressa.ru)