На фото: Украинская семья. 1932 год
Еще при советской власти, будучи школьником, я как-то гостил у своего дяди в селении Хаттуни, что расположено в ущелье реки Басс у подножья горы Маштак в Веденском районе Чечни. Старики любят рассказывать о былом, и в ходе того разговора речь зашла о событиях 30-х годов, когда в маленькое село Хаттуни пришли сотни умирающих с голоду людей.
«Мне в то время было, где-то лет шестнадцать, наверное, примерно, как вам сейчас. Они пришли и остановились в той ложбине, метрах двухстах от нашего дома» - рассказывал дядя. Они бедняги ели траву, словно домашняя живность, до того они были измождённые и голодные».
После этих слов дядя не смог сдержать слёз.
«Всем селом люди вышли кормить их, несли всё, что у них было из еды. Прямо под открытым небом, на майдане, ставили котлы, забивали скотину, днями и ночами варили мясо, пекли хлеб и кормили. Многие наши сельчане впервые видели украинцев, и то, что они именно украинцы мы узнали позже. Да и не было никакой разницы кто они, и откуда. Никто этим не интересовался, все без разговоров и расспросов разобрали людей по своим домам и откармливали их. Тем из наших, у кого хозяйство было слабым, сельчане побогаче помогали, приносили для украинцев мясо, муку, картошку, масло.
Я уже не могу припомнить, кто именно организовывал кормление и расселение голодающих. Наверняка, организаторов не было, люди у нас обычно сами берутся за такое дело. В таких вопросах чеченцев агитировать нет нужды. Одно помню хорошо, советская власть в помощи беженцам не участвовала. А наоборот – не давала помогать украинцам.
Через несколько дней после того, как у нас появились голодающие украинцы приехали начальники из Веденского НКВД и потребовали выгнать украинцев из села и пригрозили тюрьмой, если будут продолжать кормить их. Но люди не испугались угроз. Чеченцы всегда проявляли солидарность с теми, кого власть ущемляла и преследовала.
Наши сельские мунафики тоже пытались угрожать людям, говоря, что из-за них мы можем пострадать от власти. Видимо НКВД обязывало их запугивать людей. Но такого не было, чтобы хоть кто-то отказал в крове и пище украинцам. Такая же ситуация была и в других чеченских сёлах. Люди повсеместно, по всей республике, принимали украинцев, давали им одежду, пищу и кров.
Власти, видя, что чеченцы массово принялись помогать украинцам, не стали предпринимать силовых мер против нас. Но через какое-то время в Хаттуни пришли войска НКВД, организованно собрали всех украинских беженцев и увезли. Куда увезли я не знаю. То же самое произошло и в других селах».
Слушая дядю, я вспомнил о сталинской депортации, и понял, что советская власть, убившая голодом более семи миллионов своих братьев славян, не могла испытывать никакой жалости к чужым им чеченцам. Тем более, что чеченцы всегда противостояли этой власти как могли.
Прошло время. На новом витке истории уже чеченцы в роли беженцев пришли в Украину, спасая свои семьи. И хотя украинские пограничники встречают чеченских беженцев с детьми на границе под автоматным прицелом, и высылают на расправу в Россию, для меня Украина не только ее власть, пограничники и милиционеры, выполняющие волю своих мучителей и убийц москалей. Я знаю и других украинцев (хоть их и мало), таких как парень Сашко и его товарищи, которые защищали Президентский Дворец в Грозном, и Тарас Шевченко, вдохновенно писавший:
І вам слава, сині гори,
Кригою окуті.
І вам, лицарі великі,
Богом не забуті.
Борітеся – поборете,
Вам бог помагає!
За вас правда, за вас сила
І воля святая!
Юсуф Ибрагим,