(Ответы Президента ЧРИ Абдул-Халима Садулаева на вопросы журналиста польского издания «Gazeta Wyborcza»)
В августе месяце 2005 года Президент Чеченской Республики Ичкерия, Амир Государственного Комитета Обороны – Маджлисуль Шура ЧРИ Абдул-Халим Садулаев ответил на вопросы журналиста польского издания «Gazeta Wyborcza» («Газета Выборча») Войцеха Ягельского (Wojciech Jagielski).
Интервью руководителя Чеченского Государства, переведённое с чеченского языка на польский и озаглавленное редакцией «Nie będę błagał Rosji o pokój», опубликовано в субботнем номере газеты (9 сентября), а также помещено на интернетовском сайте издания (http://serwisy.gazeta.pl/wyborcza/1,34474,2909263.html).
Ниже приводится полный текст интервью Президента ЧРИ А.-Х. Садулаева изданию «Gazeta Wyborcza» (Польша) в переводе на русский язык, подготовленный к печати Информационно-Аналитическим Центром при Президенте ЧРИ.
*********
Прибегаю к Аллаху от зла проклятого шайтана!
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Хвала Аллаху, Господу миров!
Мир и милость Аллаха лучшему из пророков, его семье, его сподвижникам, всем мусульманам!
Затем, мир вам и милость Аллаха!
Отвечаю на вопросы журналиста польского издания «Газета Выборча» Войцеха Ягельского.
- Помните ли Вы тот день, когда Вас назначили преемником Президента Аслана Масхадова, а также тот день, когда узнали о смерти Масхадова? И как Вы себя чувствовали в этой ситуации?
- Вопрос о преемнике Президента ЧРИ имеет определённый контекст. Ещё в 2001 году, перед тем, как назначить меня Вице-президентом, Аслан Масхадов, да примет Всевышний его Газават, прислал мне весть о том, что уволил Ваху Арсанова с этого поста, так как он не выполняет свои функциональные обязанности. Аслан также назвал причины, почему он укрепился во мнении, что надо назначить на эту должность именно меня.
Я тогда сказал Аслану, что не хочу на эту должность, но, как Президент, он, конечно, имеет право назначить меня, и я подчинюсь такому решению. Я попросил Аслана дать мне любой фронт работы, но не взваливать на меня такую ответственную государственную должность. Он пообещал, что подумает. Затем, в конце августа, Аслан издал Указ о назначении меня Вице-президентом и переслал мне.
Тогда я попросил Аслана, чтобы он не обнародовал этот Указ, так как в душе я не желаю этой должности, но работу буду выполнять. И некоторое время содержание Указа о Вице-президенте знал только узкий круг лиц.
Как известно, в начале Второй русско-чеченской войны в чеченском руководстве был определённый раскол. В республике параллельно функционировали структуры правительственных войск ЧРИ и Военный Маджлисуль-Шура.
Из-за политических трений, имевших место в этих структурах, и недовольства Президента и Правительства ЧРИ причинами, приведшими к началу этой войны, не получалось должного единства среди сил Сопротивления. Хотя все боевые операции осуществлялись совместными усилиями и работа выполнялась под единым руководством. Но так как единства надо было достичь любой ценой (да и не подобает руководству республики пребывать в разногласиях в разгар военной кампании), было приложено немало усилий и в этом направлении.
Работая в этом направлении, мы созвали летом 2002 года расширенное заседание Государственного Комитета Обороны - Маджлисуль Шура, на котором Аслан поставил на повестку заседания вопрос о единстве в рядах Сопротивления. И ГКО принял этот вопрос к рассмотрению.
Таким образом, в июле-августе произошло объединение всего военно-политического руководства ЧРИ.
После этого за всю войну у меня не было более тяжёлого момента, как известие об убийстве Аслана Масхадова в марте 2005 года.
Аслан был тем редким человеком, которого любили все. Это был настоящий мужчина (къонах).
Аслан заботился о чеченском народе, как отец заботится о своих детях, жил его страданиями. Об искренности чувств и намерений Аслана говорит и его самопожертвование. В этом не было ни лицемерия, ни какого-либо другого налёта.
Так погиб наш Президент, став Шахаидом, инша Аллах.
А после гибели Аслана самым тяжёлым моментом в моей жизни было, конечно, назначение меня на должность Президента. Однако я предполагал, что этот день, когда-нибудь все же может наступить, и был готов к такому развороту событий.
По российским СМИ и чеченским информационным каналам моджахеды узнали о том, что Аслан погиб от рук многобожников и стал Шахидом, инша Аллах. Мы знали, что Аслан, будучи в ясном рассудке, живым в руки врагов не попадёт.
Да благословит Всевышний его Газават и Газават всех моджахедов, воюющих на пути Аллаха в Чечении.
Я этот день хорошо помню и никогда не забуду. С одной стороны, это был горестный день для меня. Но с другой стороны, наш Президент стал Шахидом, инша Аллах. Чечне и чеченскому народу можно гордиться своими руководителями, которые всегда готовы пожертвовать собой.
Ни одно современное государство в мире не может привести пример того, что у него были три президента подряд, которые погибли на пути свободы и независимости, а народ после этого не свернул со своего пути. Сначала Джохар Дудаев. Затем Зелимхан Яндарбиев, коварно убитый российскими спецслужбами в Катаре. А теперь вот Аслан Масхадов, погибший на войне, являя собой пример высокого мужества и героизма.
Из всех этих убийств, мне кажется, самой мучительной была смерть Аслана Масхадова. Убийства Джохара и Зелимхана произошли внезапно, в результате ракетного обстрела первого и подрыва автомобиля другого. И Дудаев, и Яндарбиев были убиты предательски и коварно. А Масхадов воочию видел, что его предают, видел лицо смерти. И погиб он в бою, сражаясь до конца.
Все трое стали перед лицом тяжелейшего испытания, они настоящие мужчины, герои чеченского народа. Но самое трудное испытание, ещё раз повторяю, выпало на долю Аслана.
Если смотреть с этой стороны, то день гибели Аслана - это день, которым я горжусь, так как наш лидер достойно прошёл своё последнее испытание в жизни. А видя, какой ответственный пост взвален на меня, этот день вместе с тем и тяжёлый для меня. Тяжело мне оттого, что погиб человек, который больше других сопереживал нашему народу. И теперь он лишился такого руководителя.
Такие вот две стороны имеют этот день в моей жизни, и я не смогу его забыть никогда.
- Сейчас руководителем Чеченского Сопротивления является религиозный деятель. Не означает ли это, что война эта является не только освободительной, но и Джихадом?
Ответ: Джихад или Газават в религии мусульман делится на две категории: оборонительный и наступательный. Джихад оборонительный - это защита Отечества от вторжения внешнего врага, освобождение своей Родины от оккупантов и установление истинной свободы на своей земле. Такой Джихад имеет место быть в Чечении. И это ни от кого не скрывается.
«Освободительная война» и «оборонительный Джихад» - оба эти термина имеют один и тот же смысл. Поэтому между ними нет никакого различия. Но, если польский журналист хочет знать, имеет ли место в Чечении наступательный Джихад, то, очевидно, что наша страна не начинала ни с кем войну и не пытается завоевать чужие земли. Но эта война, развязанная неразумными обитателями Кремля, расширяется по всему Кавказу. Мир видит, что и другие кавказские народы присоединились к чеченцам, желая помочь, и что их число увеличивается с каждым днём. Увеличивается и число республик, сражающихся против России. И так как эти народы помогали нам в самое трудное время, понятно, что и мы не оставим их в беде.
Таким образом, война в Чечении - это Джихад, и мы никогда этого не скрывали. Именно Аслан Масхадов, да благословит Всевышний его Газават, в самом начале Второй русско-чеченской войны созвал исламских учёных-богословов (алимов), где и был объявлен Джихад. С этого пути мы не сворачивали и не свернём никогда. Термины «освободительная война» и «Газават» («Джихад») имеют одно значение, и что война в Чечении Газават – нами не скрывается.
- Как я понимаю, для Масхадова независимость Чечении являлась средством гарантии безопасности для чеченского народа. А что означает для Вас независимость?
- Мы готовы в любой момент остановить войну, если тот, кто принёс её на чеченскую землю, прекратит боевые действия, если выпустит наших людей, удерживаемых насильно. Россия, объявив всех чеченских молодых мужчин и женщин уголовниками и террористами, пытается их пересажать все по тюрьмам и лагерям. Уничтожая тех, кого может, вешая на грудь убийцам чеченцев большие медали. И те люди, которые в любой другой стране были бы обвинены в геноциде и преступлении против человечности, в России становятся «героями». Их возвеличивают, им оказывают всякие почести.
Мы согласимся на участие международных наблюдателей в расследовании преступлений кремлёвского режима в Чечении. Если эти преступники не получат справедливого наказания по обвинительному приговору международного суда, Чеченское Сопротивление, и весь чеченский народ не согласятся больше на перемирие с русскими. Ввиду того, что их не наказывают. В таком случае война вновь и вновь будет возвращается к нам.
Таким образом, масхадовская Концепция гарантии безопасности чеченского народа - это основа основ для любого народа. Она равнозначна и для меня, и для чеченского народа.
- Масхадов постоянно предлагал переговоры. Вы тоже будете предлагать переговоры или же думаете ждать предложений от русских?
- Аслан Масхадов, да примет Всевышний его Газават, всегда предлагал путь мира, хотя и видел, что противник постоянно отвергает его мирные инициативы. Аслан был настоящим мужчиной, отважным человеком. И хотя ему было трудно так поступать, тем не менее, он всё время предлагал мир, так как искренне хотел его для своего народа. Пути к миру, который предлагал Масхадов, мы тоже придерживаемся, и я такого же мнения. Но есть одно «но»: я не сторонник того, чтобы постоянно предлагать мир. Потому что русские не будут склоняться к миру, пока сами не будут нуждаться в нём. А я не готов всё время предлагать мир русским - просто так, чтобы угодить им.
Ещё раз повторяю, мы не собираемся сворачивать с пути мира, который предлагал Аслан, мы не изменили своё мнение по этому поводу. Мы просто не собираемся всё время призывать Россию к миру. Мы уже дали знать русским, что мир возможен здесь в любое время, и этот мир зависит от них. Но я больше не намерен просить их об этом. Да и Аслан не просил об этом, он только предлагал русским перемирие. Мы, чеченцы, больше не захотим терпеть коварства русских, когда нашим врагом перемирие используется как наживка.
- Какие перспективы Вы видите в переговорах с Россией?
- По поводу перспектив переговоров с Россией - это наилучший выход для руководства России, если, конечно, оно поймёт это. Начав войну в Чечении, пытаясь завоевать наши земли, которые им никогда не принадлежали, русские разрушают и свою собственную страну. Во-первых, они разрушили свой международный авторитет. Мир понял, что русские не правы в Чечении.
Во-вторых, русские почти полностью дали уничтожить свои элитные войска в Чечении, так сказать, цвет российской армии. Хотя они и нам нанесли немалый ущерб. Также они не дают подняться на ноги своей экономике, разрушая её основы.
Деморализовав всю армию, русские сделали полными отморозками своих солдат, которые и раньше были бандитами. Повоевав в Чечении, они возвращаются домой и начинают проводить там «зачистки», убивать соседей, даже собственные семьи. Убивают любого, кто просто выскажет слово против них. Они устанавливают у себя те порядки, которым научились в Чечении. Поэтому в России не очень-то ждут возвращения домой этих «героев». Многим русским даже кажется, что было бы лучше, если бы этих отморозков уничтожили в Чечении. Таков бесперспективный путь, избранный Россией.
Если это поймут руководители России, то с нашей стороны им будет мир и безопасность. Если русские захотят мирно сосуществовать с чеченцами, то мы для них – самые безопасные соседи. Но никогда чеченский народ, живущие здесь мусульмане не будут рабами ни России, ни любого другой страны. Мы, чеченцы, никогда не принимали ярмо рабства, которое нам протягивали русские, и не примем впредь. Это абсолютно бесперспективный путь. Ещё раз повторяю, если это поймут русские, то путь к миру остаётся открытым.
Если руководство России опомнится и поймёт, что ему придётся отвечать за преступления, совершённые русскими против чеченского народа, если они прекратят агрессию против Чеченского Государства, то путь к миру открыт. Если же нет - то борьба будет продолжаться до нашей полной победы, в чём мы нисколько не сомневаемся.
Положение русских изменится, если не сегодня, так завтра. А чеченцы укрепляются с каждым днём. Мы ничего не теряем, кроме того, что чем дальше - тем сокрушительней будет наша победа. Если руководство России поймёт это, то война закончится миром. В первую очередь, это лучшая перспектива для самих русских, затем и для нас, потому что война эта уничтожает наш мирный народ. Нам очень тяжело из-за этого. Но русские не смогут нас ослабить, какие бы они не творили жестокости над нашим народом. Этими «подвигами» и «богата» история имперской России.
- Война продолжается. Видите ли Вы возможность её победного конца? Если нет, то какими являются цели для продолжения войны?
- В своей победе мы не можем сомневаться. Для этого достаточно посмотреть на ситуацию, складывающуюся в Чечении. Русские начали эту войну, надеясь сделать из неё «локальный конфликт». Следствием этой политики стало то, что Дагестан превратился в военный фронт, так же превратился во фронт почти весь Кавказ. Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея, Ставропольский край, Краснодарский край и Северная Осетия - включая все эти направления (сектора) и организован Кавказский фронт.
Русско-чеченская война, уже втянувшая в себя несколько республик Северного Кавказа, - результат колониальной политики России. Для нас же то, что Россия не понимает того, что она творит на Кавказе, - это большая помощь, которая благоприятствует в успешном ведении войны. Это также означает, что горские народы на примере Чечении начинают осознавать, что свобода не так уж и недостижима, и они не скрывают, что тоже хотят именно этого. В этом отношении они протянули чеченцам руку братства и мусульманского единства. То, что я упомянул тут мусульман, вовсе не означает, что нам не хотят помочь люди, исповедующие другие религии. Например, польский народ, который представляет уважаемый журналист, очень близко принимает наш путь.
Польша сама пострадала от жестокостей со стороны России. Тот, кто знает историю этой великой страны, знает об этом лучше. Польский народ прилагал много усилий, например, во времена правления императора Александра I, пытаясь выйти из-под ига Российской империи. Она много раз пыталась выйти из-под её политического влияния. И ярлыки, которые Россия навешивает на Польшу и Чечению, схожи один к одному. Русские также называли поляков экстремистами, сепаратистами, террористами. Единственное отличие заключается в том, что у них тогда не было возможности называть поляков исламскими фундаменталистами. Но поляки являются последователями католической церкви, и русские, которые называют себя православными, считали этот фактор ничуть не лучше исламского фактора. И это несмотря на то, что и русские, и поляки относятся к одной христианской религии.
Нет ни одного случая, чтобы русские поляков мучили меньше, чем чеченцев со скидкой на единоверцев. Только из-за того, что в новейшей истории СССР, правопреемницей которого является РФ, проиграл две войны – «холодную» с Америкой и «афганскую», Польше удалось окончательно освободиться из рабства России.
Во время Второй мировой войны коммунистический режим Сталина уничтожил около 130-140 тысяч польских офицеров, сражавшихся против гитлеровской Германии. И до сих пор Россия не попросила прощения у Польши за эти массовые убийства.
Мы также видим, что Москва не хочет признать факт агрессии против балтийских стран. Это говорит о том, что нынешняя Россия, скрывающаяся своё хищническое лицо под «демократической» маской, сохранила прежние имперские амбиции. Единственное, что сдерживает сегодня РФ от новой агрессии, - это отсутствие сил и средств.
Мы видим из истории, что Польша никогда не теряла надежду на свою победу. Чечения также не теряет надежду в том, что она обретёт свободу. Чеченский народ никогда не станет рабом России, как бы она не хотела этого. Свободы добьются не только чеченцы, но и окружающие нас народы, которые плечом к плечу встали рядом с нами, желая добиться независимости, став товарищами для нас.
Мы видим, как Россия пытается не выпускать из-под своего ига и Грузию, являющуюся суверенным государством и хорошим соседом Чечении. Москва с трудом согласилась вывести оттуда свои оккупационные войска, и то под сильным давлением со стороны других стран, имеющих политический вес на международной арене.
Сегодня Россия нагло заявляет, что Чечения является её «субъектом». Она не признаёт, что ЧРИ - отдельное государство. Москва не желает терять своего влияния на Абхазию и Южную Осетию. Русские не хотят оставить свободными эти народы, они не желают оставить в покое Грузию. Эти народы также никогда не теряли надежду на свободу. Но чеченский народ приложил больше усилий на пути независимости и принёс больше жертв на алтарь свободы, чем другие народы.
Чеченцы никогда не перестанут стремиться к свободе.
- Считаете ли Вы политическое руководство Сопротивления тоже военным?
- Политическое руководство и военное руководство имеют свои различия. Но сегодня в Чечении политическое руководство, если говорить про Президента, который является и Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами страны, - это международный стандарт. Поэтому, мне кажется, что вопрос поставлен неправильно, неконкретно.
Если же вы хотите спросить, ходит ли Президент на военные операции с оружием в руках, отвечу - нет. Но когда надо этого делать, чтобы показать пример моджахедам, проблем нет. У нас были такие руководители и до меня. Надеюсь, и я получу от Всевышнего такое же мужество.
Если же хотите узнать, совмещает ли Президент политическое и военное руководство, то это так - и это не секрет, это отражено в нашем законодательстве.
- Какие у Вас отношения с Ш. Басаевым?
- С Шамилём Басаевым у меня всегда были и будут дружеские, хорошие отношения, хотя у нас и бывают разногласия в некоторых вопросах. У нас есть только один вопрос, по которому мы имеем разногласия, он стоял ещё при жизни Аслана, и мы не скрывали этого никогда. Это то, что Шамиль при проведении специальных операций или диверсионных акций не исключает захват заложников. Официальный Джохар (бывший Грозный) не принимает такие методы ведения войны. Руководство ЧРИ не видит в этом пользы и думает, что это не способствует достижению мира.
Но мы видим, что руководство России, начиная с её президента, превратив заложничество в официальную государственную политику, в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и других регионах Северного Кавказа проводит такие же военные операции, как и в Чечении, задействовав спецслужбы и войска. Когда, например, в одной из квартир убили целую семью, руководитель России требовал: «Побольше жесткости! Побольше жесткости!».
Среди убитых русскими «эскадронами смерти» есть и мирные люди, в том числе женщины, дети и старики. Когда мы воочию видим такие бесчеловечные акции со стороны оккупантов, то руководствуемся аятами Корана, где ясно говорится:
«Если кто-то проявляет по отношению к вам агрессию, то вы отвечайте ему такой же агрессией».
Это говорит Аллах в суре «Бакара».
Мы - мусульмане. А мусульмане строят свою жизнь, руководствуясь тем, что требует Всевышний и его Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Чеченский народ - стопроцентно мусульманский народ. Поэтому для нас то, что требует Всевышний, всегда останется главным руководством в жизни. Наши законы, нравы и обычаи всегда опирались на это. И менталитет нашего народа тоже связан с этим руководством.
Видя такую жестокость со стороны нашего исторического врага, никто не может запретить (Шамилю Басаеву) проявлять соответствующую ответную реакцию: ни Президент Чечении, ни Амир ГКО – Маджлисуль Шура. Единственное, что тут можно предпринять, так это иметь личную принципиальную оценку. Но, как начальник и подчинённый, как моджахед с моджахедом, мы имеем хорошие взаимоотношения. В остальных вопросах он выполняет все возложенные на него обязанности, и довольно успешно.
Шамиль Басаев – дисциплинированный амир и моджахед. А в том вопросе, по которому у нас имеются разные взгляды, Шамиль придерживается того мнения, что на жестокости России надо ответить такими же радикальными мерами. И переубедить его не смогли ни Аслан, ни я. Но это не означает слабость нашей власти. Это просто разные взгляды на метод противодействия жестокостям русских. А геноцид, который творит Россия против чеченского народа, - это ежедневное убийство чеченских детей, не говоря о других безвинно пострадавших.
На сегодняшний день в Чечении убито около 50 тысяч чеченских детей. А для всего мира стало большим горем убийство двух сотен детей в Беслане. И я призываю всех людей доброй воли, обладающих хоть небольшой долей человеческого разума, проявить такое же сострадание и к убитым в Чечении 50 тысячам детям, а также к 200 тысячам мужчинам и женщинам, убитым в результате российской агрессии. Отсутствие этого сострадания со стороны международного сообщества и спровоцировало Беслан. Такое бездушие порождает геноцид чеченского народа, следствием чего являются «Норд-Осты», Бесланы и т.д.
Есть только один путь, чтобы завершить этот порочный круг: Россия должна прекратить геноцид чеченского народа. Однако, несмотря на то, что Москва творит такой форменный беспредел в Чечении, официальный Джохар никогда не вставал на подобную позицию. Мы никогда не опускались до уровня Кремля и не хотим этого. Но когда Шамиль желает ответить русским тем же, что и они, мы не находим пути, чтобы наказать его, мы не видим в Шариате никакого запрета, чтобы остановить его. Мы можем только посоветовать Шамилю: «Мы не думаем, что из того, что ты делаешь, выйдет что-либо хорошее, пожалуйста, не делай этого».
Россия просто не оставляет нам возможности принять другую позицию в этом вопросе. Пусть Россия отдаёт родственникам тела убитых ею людей, а не продаёт их! Пусть выведет свои войска, которые она завела сюда. Пусть отпустит десятки тысяч невинно осуждённых мужчин, женщин, подростков, которых приравняли к террористам.
Россия должна выдать международному суду своих наёмников-убийц, которые творили и творят по сегодняшний день геноцид над чеченским народом. Она должна выдать международному суду людей, занимающихся непрекращающимися терактами в Чечении. Только тогда мы сможем остановить свои действия, которые начались в ответ на жестокости русских. Другого пути мы не видим, чтобы остановить эту войну.
- Не усложняет ли Вашу обстановку то, что Басаев атакует гражданские объекты?
- Мы чётко разграничиваем просто гражданские объекты и гражданские объекты военного значения. Это, в первую очередь, здания марионеточной администрации (полугражданские объекты), объекты МВД, объекты ФСБ и военные объекты.
Российские военные, сотрудники МВД и ФСБ РФ - это прямые палачи, это они творят геноцид в Чечении, уничтожают население страны. Эти убийцы чётко распределили свои функции: ФСБ уничтожает население, МВД также завершает расследования уничтожением людей, а так называемая «генеральная прокуратура» подводит работу этих карательных служб под юридическое обоснование, пытаясь оправдать их действия. И когда родственники ищут своих похищенных людей, прокуратура чинит им препятствия, стараясь, чтобы они не вышли на след преступников. Таким образом, прокуратура выполняет роль прикрытия «своих».
А организации, призванные охранять права человека в России, не в состоянии работать, им не дают нормально функционировать.
Только редкий адвокат может взяться за дело чеченца и попытаться разрешить его справедливо. Ведь это прямая угроза для него самого и для членов его семьи.
И когда в ответ на эти жестокости Басаев или кто-нибудь другой атакует российские объекты, то какую выгоду может с этого иметь руководство РФ? Идёт наглая кампания по замалчиванию боевых действий, ведущихся на территории Чеченской Республики Ичкерия и вокруг неё. А то, что делают чеченцы против них, русские раздувают до фантастических размеров.
Но если в сферу этих «гражданских объектов» входят такие, как, например, нефтяные, газовые и другие, то даже если это и гражданские объекты, мы их также считаем своими целями, так как оккупанты расхищают нашу нефть и газ.
Если дело касается вырубленного света в России - то и это не проблема: Чечения уже 10 лет сидит без света. Не только от стабильного света и газа, но и от других элементарных жилищно-коммунальных и социальных услуг в Чечении Россия не оставила следа. Поэтому мы не видим ничего зазорного в нападениях на соответствующие объекты в России. Единственное, что мы не приемлем, это операции с захватом мирного населения. А по другим объектам атак мы не чувствуем ни вины, ни сожаления.
- Не является ли деятельность Ш. Басаева ущербом для имиджа Чеченского Сопротивления?
- Нельзя реагировать на деятельность Шамиля однозначно. Шамиль Басаев является руководителем самого главного комитета в ГКО – Маджлисуль Шура – Военного комитета. Он координирует и согласовывает с командующими фронтами и секторами задачи по нанесению ударов по оккупантам и национал-предателям. И мы очень довольны этими операциями, а также деятельностью Шамиля и его амиров. Это не разрушает имидж чеченцев. И только по захвату заложников мы расходимся во мнениях, руководство ЧРИ не одобряет этого.
Наш имидж формирует не один Шамиль или я, а весь чеченский народ, сражающийся с врагом, и примкнувшие к нашему Сопротивлению соседние народы. Как мы видим, русско-чеченская война превратилась в Кавказскую войну. И если кто-то сделает один неправильный шаг, имидж Сопротивления от этого не упадёт. Особенно примечательны в этом свете «судебные» процессы, когда российским «правосудием» оправдываются такие преступники, как Буданов, Ульман и другие бандиты.
Официальные власти России защищают убийц Зелимхана Яндарбиева, встречают их красными дорожками, устланными от трапа самолёта. Мы не знаем, почему этих бандюг из ФСБ, которые убили экс-президента Ичкерии, так встречают в Москве и бросают им под ноги цветы. Мы не слепые и видим, что официальный Кремль не скрывает свои заказные и политические убийства, выдаёт их исполнителям государственные награды и ценные подарки. И мы не видим, чтобы кто-то пытался из-за этого разрушить имидж России. Если имидж России не разрушается, то наш не разрушится и подавно.
Русско-чеченская война идёт не один день, а продолжается сотни лет. Чеченцы пытаются освободиться от русского ярма. И имидж такой Чечении ничто не сможет поколебать.
- Что Вы думаете о терроризме, как о методе борьбы? Не считаете ли Вы, что террористические акты делают чеченскую войну террористической по сути дела?
- Терроризм не приемлем для мусульман и для Ислама. Аллах говорит в Коране:
«Приготовьте против своих врагов силы, сколько сможете. Чтобы держать в страхе врага Аллаха и своего врага».
Сегодня, когда враг ополчился против нас, Всевышний разрешает нам держать его в страхе. Что касается терроризма, как уничтожение мирного населения, то, если бы мы принимали эту доктрину, то с самого начала не протестовали бы против уничтожения нашего мирного населения. Нам было бы легче не беречь и их мирное население в ответ. Если бы мы избрали такой путь ведения борьбы, мы не держали бы свои руки связанными. Россия планомерно уничтожает мирное население Чечении, хотя мы предупреждали её: не трогать наших мирных граждан, так как тогда и часть чеченцев будут отвечать ей адекватными мерами.
Если бы мы принимали доктрину терроризма, то мы не протестовали бы против российского терроризма, а отвечали бы тем же.
Если же вопрос уважаемого журналиста означает, является ли русско-чеченская война террористической по сути, то уничтожение бронетехники оккупантов, подрывы машин с национал-предателями и нападения на их блокпосты, уничтожение военных колонн русских, нападение на их воинские части, думаю, что эти действия не подпадают под смысл термина «терроризм», если не была его корректировка в последнее время. Это классическая война с нашей стороны - с нападениями на военные объекты и базы, военные колонны противника, на их военизированные подразделения. Нападения на эти объекты мы делаем и будем делать, пока враг не покинет нашу землю и не оставит нас в покое.
Так что, деятельность Чеченского Сопротивления не подпадает под понятие «терроризм». Боевые действия чеченцев не являются актами терроризма и не будут таковыми никогда.
- Роль Ислама на Кавказе во время войны? Поддерживаете ли Вы связь или сотрудничество с другими кавказскими республиками? В итоге чего война становится кавказской?
Ответ: Роль Ислама на Кавказе огромная. Здесь преобладает мусульманское население. И так как нас, чеченцев, окружают мусульманские и дружественные народы, то между нами, соответственно, лежат дружеские традиции, родственные связи. Кавказские народы всегда были хорошими соседями друг другу. Во время Кавказской войны против Российской империи с момента руководства шейха Мансура Кавказ был единым государством. Позже Кремль своей коварной политикой разделил кавказские народы. Вот почему эти народы, находящиеся в условиях геноцида и порабощения, когда начинается война в любом уголке Кавказа, чувствуют, что они все мусульмане.
Когда в Гуантанамо, где держат пленных талибов из Афганистана, американские военные оскверняли священный Коран, топтали его, рвали на куски и спускали в унитаз. Об этом узнал весь мир, и буквально все, кто услышал это, – осудили американцев. И политическое, и военное руководства США тоже осудили эти варварские действия. И это нельзя было не осудить, так как осквернение Корана является оскорблением всех мусульман мира, любого человека, кто уважает свою религию.
То, что натворили американские военные, узнали во всё мире. Но в Чечении и в соседних республиках с начала Второй русско-чеченской войны оккупанты не только оскверняют Кораны, но и забирают любую исламскую литературу, называя её ваххабитской, рвут и сжигают книги, топчут их ногами. Люди из военных подразделений России, особенно из спецслужб, специально оскорбляют религиозные чувства мусульман. «Если Аллах Бог, то почему Он тебе не помогает. Если бы Он существовал, Он помог бы тебе» - говорят эти безбожники чеченцу.
Хоть они и перестали зваться коммунистами, у власти в России все те же коммунисты-атеисты. Они никогда не верили в Бога, какие бы большие кресты не вешали на свои шеи. Не будут верить и впредь.
Чечения и соседние мусульманские страны видят, как Россия оскорбляет их религию, беспричинно закрывает мечети. А в самой Чечении наносятся плановые удары по мечетям, целенаправленно разрушая их. Кафиры убивают молодых людей - только за того то, что они изучают основы Ислама. Они врываются в их дома и приговаривают: «Этот учился в Саудовской Аравии, того послали талибы».
Русские убили много чеченцев, которые знали арабский язык. И продолжают убивать их по сегодняшний день. Это заставляет мусульман понять, что они являются частью исламской уммы, враг сам напоминает нам это.
В начале этой войны патриарх всея Руси Алексий II освещал оккупационные войска, направляемые в Чечению, напутствуя при этом: «Вы идёте на священную войну». Таким образом, мусульмане Чечении и соседние народы осознают, что они мусульмане, знают, почему с ними воюют безбожники из России. Эти и другие причины поднимают роль Ислама на Кавказе во времена агрессивных войн.
Вторая часть вопроса. Окружающие нас народы - мусульманские и родственные. Эти связи быстро обновляются, когда в Чечению приходит большая беда. Эти народы принимают чеченцев, дают убежище, помогают им в силу своих возможностей. И среди них увеличивается количество людей, которые выходят на Газават, чувствуя близость свободы.
Таковы причины распространения войны из Чечении в другие регионы Северного Кавказа, она продолжает распространяться и сегодня. По нашим прогнозам, восстанут Татарстан и Башкортостан, потому что политика России там направлена на притеснение мусульман, и это не может не закончиться взрывом возмущения народных масс.
Люди во всём мире должны понимать, что, для того, чтобы поднять соседние народов на борьбу с Российской империей, чеченцы не посылали туда ни одного эмиссара, что этими процессами управляют не чеченцы. Мы признаём, что это наши братья. Мы признаём, что они нам близки по духу и родству. Но начинает там войну всегда Россия. Так же, как она начала её в Чечении. А когда русские развязывают против чеченцев очередную агрессивную войну, все соседи становятся нашими товарищами. Это является большой помощью для нас, и мы будем им братьями.
Таковы причины превращения русско-чеченской войны в кавказскую.
- Каким Вы видите будущее Чечении после войны? Видите ли Вы возможность того, что Чечения будет связана с РФ?
- Аслан Масхадов предлагал в плане урегулирования русско-чеченского конфликта тесные экономические связи, общие соглашения в области безопасности и предотвращении военной угрозы в регионе. Такие вопросы мы согласны поставить на рассмотрение и сегодня. Только на нашей территории не будет никакого военного объекта России - ни военного, ни военно-гражданского, если это не будет каким-либо совместным предприятием. И Россия не будет никогда определять нашу политику. А то, что вытворяли русские у нас, не останется без последствий, на это мы больше не будем закрывать глаза. Если пройдёт удовлетворительное расследование всех этих преступлений и завершится оно честно и объективно, то эти обстоятельства могут позволить нам возобновить в будущем взаимоотношения с Россией.
Аслан заявил, что возможна и общая рублёвая зона. Мы пойдём и на это, но до тех пор, пока разрушенная бомбёжками российских самолётов инфраструктура ЧРИ не восстановится в полном объёме. До тех пор, пока мы не введём в действие свою национальную валюту. Не думаю, что от общей рублёвой зоны нам будет ущерб.
- Как выглядит обычный день Президента ЧРИ в условиях подполья и войны?
- Ответ напрашиваются из самой постановки вопроса: в условиях войны невозможно соблюдать жёсткий график работы. В график моего рабочего дня входит, как и должно быть у всех правоверных мусульман, время для молитвы, время для чтения Корана. Есть время, отведённое для политической информации и ознакомления с новостями. Есть время для проведения совещаний с командующими фронтами и секторами, а также с главами администраций населённых пунктов, которые работают в условиях подполья (чтобы после окончания войны они готовы были начать свою работу в обычном режиме). Есть время для работы с руководителями общественных комитетов. Бывает иногда и свободное время, которое я использую для чтения политической и исторической литературы, с акцентом на философские вопросы.
Вот, в общем, каждодневные вопросы, которые занимают моё рабочее время. А для полного соблюдения графика работы, как в мирной жизни, в условиях военного положения времени просто не хватает, из-за постоянных вынужденных перемещений.
Тем не менее, все важные вопросы, которые входят в обязанности Президента, решаются почти стопроцентно. В этом плане стоят и вопросы взаимодействия в Правительстве и Парламенте.
- Несколько слов о себе: семья, образование, чем занимались до войны, участвовали ли в первой и во второй войнах? Как оказались рядом с Масхадовым? Чем думали заниматься до войны?
- Мою биографию изложат люди, которые компетентны в таких вопросах. Поэтому я скажу вкратце. Образование у меня религиозное и светское: Чеченский Государственный Университет, филологический факультет, специальность «русский и чеченский языки». Я не успел закончить учёбу из-за начала военных действий.
Рядом с Масхадовым я находился ещё с первой войны, на которой воевал. Тогда Масхадов был начальником Главного штаба ВС ЧРИ. Под его руководством было одно из подразделений – Исламский батальон, а я был в одном из отрядов этого батальона, который выполнял поручения Масхадова. Ещё тогда мы знали друг друга.
После войны я работал на телевидении, читал религиозные лекции (проповеди) - это была моя основная работа. И ещё: при Президенте Масхадове функционировал совещательный орган из алимов, я тоже входил туда. Был также членом Совета Национальной Безопасности. Так что, у нас с Масхадовым контакты были всегда.
Насчёт вопроса о том, чем думал заняться до войны: накоплением знаний по исламской истории, углублением знаний в изучении исламской религии. Также я интересовался исламским призывом среди чеченского народа. В основном, я занимался преподавательской работай, для этой цели набрал даже несколько групп детей. Параллельно занимался и государственной деятельностью, выполняя различные поручения Президента.
Поэтому однозначного ответа на поставленный вопроса у меня нет, просто не было времени, чтобы взяться за какое-нибудь одно конкретное дело.
- Что означают для Вас слова «свобода», «независимость» и «ответственность»? Есть такая поговорка на Кавказе: «Не будет героем тот, кто думает о последствиях». Что Вы сказали бы об этой поговорке?
- Свобода, независимость и выполнение порученного дела… Свобода, прежде всего, означает свобода вероисповедания, свобода для своей Родины, чтобы человек мог спокойно работать, выстроить себе дом. Чтобы каждый мог свободно строить свою жизнь. Чтобы народ был свободен в изъявлении своей воли, чтобы средства массовой информации не были зависимы от правительства. И чтобы государство было таким, что оно готово в любое время защищать свободу собственного народа, чтобы оно постоянно заботилось о нуждах своих граждан. Другого понятия Свободы я не мыслю.
А пословица «Не будет героем тот, кто думает о последствиях», возможно, означает следующее: когда человек должен сделать что-то очень быстро, отчаянно, то, когда он начнёт прикидывать о последствиях, не успеет завершить начатое дело своевременно. Но руководитель не должен забывать о последствиях никогда. Руководитель не должен быть отчаянным. Он должен быть исполнительным и чувствовать ответственность на своём посту, должен быть смелым, чтобы сделать полезный шаг для народа. Он также должен обладать мудростью, чтобы остановиться вовремя.
Но то, что не годится для руководителей, хорошо для молодых парней, которые решили выказать свою храбрость среди сверстников.
- Как Вы думаете, как долго будет продолжаться эта война?
- Эта война давно бы закончилась, если бы все свободолюбивые люди и государства мира, знающие цену Свободе, оказывали бы давление на Россию и осудили бы её. И политическое давление, если надо, и экономическое. В этом кроется одна из причин затяжной войны в Чечении.
Вторая причина – это резкий скачок нефтяных цен и экономические вливания в бюджет России из-за этого. Это облегчило участь Путина в деле продолжения русско-чеченской войны.
Третья причина - это российские спецслужбы и часть обманувшейся интеллигенции, а также взорванные в Буйнакске, Москве и Волгодонске дома, о которых люди подумали на чеченцев. Это чудовищное обвинение было принято, несмотря на отсутствие доказательной базы: ведь, ещё никто не взял на себя ответственность за эти теракты, хотя признания выбивать чекисты умеют. Никто не возьмёт на себя такое, хотя к людям применяются жестокие пытки. Это означает, что российские спецслужбы ведут провальную политику. Они обманули свой народ, заявив ему на примере взорванных домов: вот, мол, смотрите, что чеченцы сделают с вами, вторгнувшись на территорию России.
В этой войне русские решили взять реванш за свою неудачу в предыдущей войне. Но они уже не рады этому «реваншу». Они теперь думают о том, как бы побыстрее убраться отсюда, не потеряв при этом своего лица. Пока что у них ничего не получается в этом плане, несмотря на то, что они постоянно увеличивают контингент оккупационных войск в Чечении.
Но я думаю, что русско-чеченская война долго не протянется. Россия не сможет держаться так долго. И хотя все думают, что мы слабы, это совсем не так. Россия не так уж сильна сегодня. Когда Путин и члены его команды уйдут в «небытие» - эта «чеченская» проблема уйдёт вместе с ними. Чеченский народ, который прилагает столько усилий к Свободе, скоро получит её.
- Не боитесь ли Вы, что, если война будет продолжаться, население может отказать в поддержке, как когда-то оно отказало имаму Шамилю?
- Сегодня нам нечего этого опасаться. Мы не смогли бы продержаться без поддержки населения и одного дня. Другое дело, если вопрос был бы поставлен так: сильна ли Россия так же, какой она была во времена Шамиля?
Тогдашней России нет, нет того потенциала для пушечного мяса. Тогда царский режим дал уничтожить на Кавказе более двух миллион русских. С учётом того, что солдат в российской армии служил 25 лет. Несмотря на такие огромные потери, русские не смогли развить такой успех, на который они рассчитывали.
Во-первых, сегодня в России идёт полный демографический кризис, наблюдается острая нехватка трудоспособного населения. А во вторых, когда спадут цены на нефть, русские не смогут с нами воевать и в экономическом плане. И другое – русская армия разлагается и разрушается прямо на глазах.
И солдат в царской России было больше, и помыслы у неё были о большем. А из-за имперской идеологии администрации царя русские думали, что они делают что-то идейное. В противоположность этому, сегодня в российской армии все знают, что они преступники и бандиты. А организованная банда, какой бы большой она не была, никогда не сможет победить даже самый малочисленный народ. Этого никогда не было в истории.
А в отказе народа имаму Шамилю были причины. Как свидетельствуют историки, главной причиной послужили ошибки самого имама. В первую очередь то, что в Чечении он пытался повелевать, как король, объявив своим преемником на имаматском престоле родного сына. Эти действия и стали причиной потери поддержки большинства народа.
Сегодня чеченцы, как бы кадыровы этого не хотели, никогда не согласятся передавать управление страной по наследству. Этого никогда не было у чеченцев, да и не будет впредь. Мусульманская религия не разрешает иметь королевские династии.
- Существует ли угроза, что в условиях войны и подполья произойдёт раскол между военным руководством в стране и политический деятелями в эмиграции?
- Такой угрозы не существует. Даже если кто-нибудь и решился бы сыграть спектакль, подобный тому, что сыграло руководство России, когда, например, часть национал-предателей из числа бывших депутатов Парламента Ичкерии инспирировала импичмент Аслану Масхадову, который, как известно, никакого влияния не оказал на военно-политическую ситуацию в стране. Этот спектакль абсолютно не снизил легитимности чеченского Президента, не лишил его поддержки народа. Наоборот, эти кремлёвские марионетки полностью дискредитировали себя и потеряли всякое доверие народа.
Чеченский народ хочет Свободы, он слушается только тех, кто идёт по пути независимости.