Арьян Эркель написал странную книгу

Арьян Эркель написал странную книгу

Недавно в Голландии вышла книга «Похищение: 607 дней между жизнью и смертью», написанная похищенным в Махачкале в 2002 году гражданином Голландии Арьяном Эркелем, руководившим в Дагестане швейцарской миссией «Врачей без границ». После почти двухлетнего плена, он был освобожден в 2004 году. Тогда пресса писала, что освобождение Эркеля было осуществлено при весьма загадочных обстоятельствах.

 

Между тем, загадочность обстоятельств похищения и освобождения Эркеля весьма условна. Дело в том, что изначально в похищении гражданина Голландии подозревалась ФСБ, и предложение уплатить выкуп в размере 1 миллиона евро, поступило в посольство его страны именно от ФСБ. Сам Эркел, по свидетельству бравшей у него интервью журналистки Софьи Корниенко, прозвучавшем на радио «Свобода»: «…счел странным тот факт, что после освобождения ФСБ не проявила никакого интереса к подробностям его похищения и пребывания в заложниках. Его никуда не вызывали, ничего не пытались узнать, а наоборот, уже в день освобождения помогли отбыть на родину».

 

Отсутствие интереса к деталям похищения и к похитителям со стороны спецслужб, в случае с Эркелем можно сравнить с историей похищения Андрея Бабицкого. Но в случае с Бабицким, спецоперация ФСБ была уж слишком шита белыми нитками. Бабицкий, как известно, содержался в доме штатного агента ФСБ Адама Дениева в селе Автуры. Другим версиям просто неоткуда было взяться, настолько все было очевидно.

 

С Эркелем, ситуация несколько иная. Судя по его интервью журналисту Корниенко, складывается впечатление - то ли его наивность  граничит с глупостью, то ли она демонстрируется с умыслом.

 

Деньги отданы ФСБ, интереса к делу у ФСБ после освобождения – никакого. Наоборот, спецслужбы постарались быстро избавиться от бывшего заложника и тишина. Несмотря на столько очевидные вещи, Эркель, тем менее, ударился в воспоминания о похитителях, у которых он провел два года в плену.

 

Судя по его описанию, это были чеченские моджахеды, причем описание полностью соответствует принятым российской пропагандой штампам. Не хватает только «ваххабитской» литературы, наркотиков и отрезанных голов.

 

Вместе с похитителями он смотрит и обсуждает телевизионные репортажи из «Норд-Оста», говорит с ними о роли Хаттаба, Басаева и Масхадова в происходящих в Чечне событиях. Из рассказа Эркеля выходит, что похитители и не думали скрывать, кто они такие, они совершенно не знали ничего о существующих подозрениях в похищении в адрес ФСБ, которыми, по логике, должны были воспользоваться, чтобы отвлечь от себя в дальнейшем подозрения и избежать преследования. И это при наличии у похитителей связей и влияния, которые позволили им предъявить через ФСБ в Голландское посольство требования о выкупе.

 

В то же время, похитители делали все от них зависящее, чтобы, не дай Бог, у заложника не возникли подозрения в адрес такой «уважаемой» организации, как ФСБ. Довольно странные обстоятельства, над которыми следовало бы задуматься, прежде всего, самому Арьяну Эркелу, или он думал что, если похитившие его являлись ФСБэшниками, то они  должны были хлестать перед ним водку за здравие Путина и рассказывать ему в течение двух лет о славной истории ЧК? Гораздо логичнее, что поведение похитителей из ФСБ должно соответствовать именно тому, как это описал Эркелем. 

 

ФСБэшники Дениева, тоже изображали из себя «чеченских боевиков», и даже обмен «пленных русских» на Бабицкого организовывали. А тут получается, что у чеченских моджахедов нет других дел в 2002 году, кроме как похищать в напичканной спецслужбами Махачкале, голландского подданного, занимающегося гуманитарными вопросами.

 

ФСБэшники любят сами о себе подпольно распространять слухи, будто они просто так ничего не делают, и все их шаги, это хитромудрая «многоходовая комбинация». На самом деле, большая часть этой организации состоит из босяков с криминальными наклонностями, не способными выполнять свои служебные обязанности и нацеленные только на получение доходов.

 

«Операция по изъятию миллиона» из голландской казны вполне укладывается в эту схему, давно отработанной русскими на Кавказе до мелочей. Когда российские спецслужбы поощряли бандитизм и похищения людей на Кавказе, используя своих агентов, многие из сотрудников спецслужб вошли во вкус, потому, что получали доходы, которые рядовым сотрудникам не видать и за 50 лет безупречной службы.

 

Не все же бойцы невидимого фронта могут стать Патрушевыми. Если в деле Бабицкого еще была какая-то политика - у спецслужб было намерение заткнуть журналиста, чтобы он не сообщал правду о происходящем в Чечне,  то с делом Эркела все гораздо проще -  ребятам захотелось подработать на стороне.

 

Так что в деле Арьяна Эркела все прозаичнее. И странность не в том, что ФСБ даже не попыталась выяснить, кто же все-таки похитил Эркеля, а в том, что он написал такую вот странную книгу.

 

Сираждин Саттаев,

для «Кавказ-Центра»