Чеченская «Свобода»

Чеченская «Свобода»

Об этом фильме стоит сказать особо. Чеченский автор (Мурад Мазаев) на Грузинской студии создал свой взгляд на современную Кавказскую войну. Эта война давно вышла за пределы Чечни и стала вендеттой в мировом масштабе. Она стала обычным состоянием жизни многих народов, живи они в Абхазии, Палестине или Ираке. В этом состоянии уже выросло целое поколение.

 

Фильм снимался на территории Грузии, но в нем снимались беженцы из Чечни, так что играть им пришлось самих себя. Они просто жили в фильме. Как обычно. Это - один день из жизни деревни, в частности двух ее семей. Война превратилась в ежедневную работу старших сыновей рода. Они так же как все любят, имеют свое призвание, о служении которому мечтают. У них есть матери, братья и сестры, которые о них постоянно думают.

 

«Уничтожить войну можно только войной» говорят чеченцы. В фильме нет ура-патриотизма и нет насилия над чувствами зрителя. Нет гиперболизации (вернее, кое-где есть, но об этом позже). Нет лозунгов (типа бей ХХХ спасай YYY - отсутствующие названия каждая нация может вставить на свой вкус).

 

Все просто. Утро. Семья. Старший сын собирается на "работу" в горы. Чистит автомат. Встречается на прощанье со своей девушкой, которая дарит ему кольцо. Грузовик отвозит отряд в горы. Там они молятся и расходятся по своим заданиям (типа патрулирования). Пара ребят случайно напарывается на УАЗик с российскими солдатами. Завязывается короткая перестрелка, в результате чего гибнет один русский и один чеченец. Перед смертью последний наказывает отдать его автомат своему младшему брату. Остальные русские сматываются, оставив подстреленного сослуживца. Вскоре их догоняет метко выпущенный из гранатомета снаряд. Убитого со своей стороны чеченцы привозят назад в село.

 

Никаких истерик. Смерть - это часть жизни. Только тихо причитает мать и плачет любимая девушка. Молятся старики. Младший брат (лет 12-13) чистит свое новое оружие и повязывает лентой голову. Он начинает СВОЮ ВОЙНУ. В финальном взгляде все - решимость и ненависть, спокойствие и уверенность. Все кроме страха. Это не крестовый поход. Это уже вендетта.

Фильм был посвящен другу режиссера, ушедшему на Войну мстить за свою семью, и не вернувшемуся с нее. Взгляд ни с одной ни с другой стороны не может быть объективным, но, по крайней мере, в этом фильме удалось избежать заполитизованности темы. Но тем не менее, российскими СМИ (например, Утро.Ру) он был уже оклеветан как снятый по заказу и на деньги «Аль-Каиды», и иже с ними. Если бы это было так, то он был бы наполнен прессингом на чувства, чего в нем явно нет. В нем нет постоянно свистяще-гремящих или гудящих звуков - любимого спецсаунда ПиАровских постановок. Нет и других характерных признаков заказного кино.

Фильм показывался всего несколько раз - в основном на территории «братских» с Россией стран - Грузии, теперь и Украины. На пресс-конференции встал вопрос, почему русские солдаты показаны какими-то недоношенными трусами, для которых идея спасения товарища с риском для собственной жизни (так воспетая в российских фильмах) является нонсенсом. Является ли это обычным явлением?

Мурад Мазаев ответил: «В Чечне служат контрактники-наемники, приехавшие за длинным рублем. Им подставлять за кого-то свою задницу не имеет смысла. Если вы не верите, а верите пропагандистским постановкам типа «Ментов в Чечне», - можете приехать в Чечню сами и увидеть все своими глазами».

 

Его слова дополнил Балаян, сказав: «Каждый художник вправе применять гиперболы. В данном случае гиперболизирован образ русского солдата. Даже если это не совсем так на самом деле – значит, по крайней мере, автору хотелось, чтобы было так. Хотя я бы, если бы снимал этот эпизод, сделал бы по-другому. Я бы показал полноценных, опасных русских солдат,... которые так же без колебания бросают своего товарища. Такой ход только усилил бы постановку».

 

Пожалуй, стоит согласиться. Глупо недооценивать врага. И неправильно применять гиперболу только в избранном направлении. Это искажает ровность обобщения в фильме. Но не умоляет его качеств.

Рецензия на фильм «Свобода»

33-й кинофестиваль «Молодость 2003»,

Киев, Украина

Отдел писем,

«Кавказ-Центр»