Мы должны видеть гробы

20 октября 2003 в 16:01
Мы должны видеть гробы

Американским СМИ запрещено фотографировать останки погибших в Ираке солдат, гробы и мешки для трупов

 

Пресс-релиз центрального командования США снова принес в тот день плохие новости. «Один солдат 220-й бригады военной полиции убит и двое ранены в результате взрыва, осуществленного 17 октября около 7:50 утра в районе Багдада», - говорилось в нем.

 

Известия о гибели американских солдат в Ираке появляются практически ежедневно. Подсчитать точное количество погибших за неделю довольно сложно, бывают недели и без смертельных случаев. По моим неофициальным подсчетам, каждую неделю в Ираке гибнет от 3 до 6 солдат.

 

Тем не менее часто складывается впечатление, что американское общество не осознает масштабы этого потока. Одни говорят, что в этом виноваты сами СМИ, которые не рассказывают о потерях среди наших солдат так, как следовало бы. Другие утверждают, что эти новости не привлекают людского внимания, потому что по сравнению с Вьетнамом, например, количество жертв относительно мало.

 

У меня есть иное объяснение: СМИ обнародуют мало изображений. Картинки западают в сознание людей гораздо глубже, чем слова. Фотография Ника Ута, запечатлевшая бегущую нагишом в клубах напалма 9-летнюю Ким Фук, стала синонимом войны во Вьетнаме. Во время той войны на изменение общественного мнения в немалой степени повлиял показ по ТВ гробов и мешков с телами убитых солдат.

 

Однако сегодня нам не показывают гробов, покрытых национальными флагами, которые могли бы напомнить людям о человеческой цене войны. Средствам массовой информации запретили снимать и фотографировать останки солдат, которые отправляют на родину.

 

Большинство тел погибших солдат доставляется на базу ВВС Dover в штате Делавэр, где их опознают и готовят к похоронам. Во время вьетнамской войны на этой базе постоянно работали фотографы и съемочные бригады. Однако уже более десяти лет назад министерство обороны перекрыло доступ журналистам на эту базу.

 

«Все дело в уважении к семьям», - объясняет лейтенант базы Dover Оливия Нельсон. По ее словам, впустить репортеров - значит не выказать должного почтения к мертвым. Кроме того, подчеркивает она, Dover - это лишь промежуточный пункт. Передача или отправка останков родственникам погибших - это не церемония, хотя тела солдат в гробах, покрытых флагами, обычно несет почетный караул. Нельсон уверена, что если бы подобные кадры появлялись в СМИ, то семьи погибших оказались бы в условиях жесткого давления: многим пришлось бы приезжать на базу вместо того, чтобы оставаться дома и ждать, пока останки доставят им военные.

 

Ну и, естественно, такие кадры создадут мощное давление на администрацию. «Ограничение доступа на базу Dover - это лишь часть усилий, - отмечает ветеран военной журналистики Джордж Уилсон, который побывал в двух командировках во время войны во Вьетнаме. - Целью этой меры является подчеркивание позитива и устранение негатива. Так поступала не только эта администрация, но при нынешних властях это усилилось».

«The Newsweek», ИноПресса
www.inopressa.ru