Масхадов не знает, что он капитулировал

21 сентября 2003 в 22:20
Масхадов не знает, что он капитулировал

«Парламент Чеченской республики Ичкерия, руководствуясь конституцией ЧРИ, установил, что, находясь с 1997 года в должности президента, в нарушение статьи конституции ЧРИ он совершил преступления, незаконно присвоил власть, своим указом ввел в ЧРИ шариатское правление, чем изменил основу конституционного строя, что само по себе является тягчайшим преступлением… Преступные действия президента ЧРИ А. Масхадова повлекли за собой неисчислимые бедствия для народа Чечни и разрушение чеченского государства».
15 сентября 2003 г.

В начале недели ведущие информационные агентства сообщили, что:

1. Парламент Республики Ичкерия созыва 1997 года объявил импичмент президенту Ичкерии Аслану Масхадову и отстранил его от должности.
2. Сам президент Аслан Масхадов призвал боевиков покинуть Чечню, перебраться в Европу (Польшу, Чехию, Литву, Бельгию, Данию, Норвегию). В Европе боевики должны заняться организацией роста антироссийских настроений.
       

Обе новости тянут на сенсацию.

Выезд за рубеж активной части чеченских сепаратистов может означать лишь одно: Масхадов в завуалированной форме объявил о капитуляции, и это означает, что второй чеченской войне — конец.

Импичмент Масхадову в канун выборов чеченского президента, на которых единственным реальным кандидатом остался Кадыров, не менее сенсационен.

Решение парламента самопровозглашенной Ичкерии взялся комментировать лично помощник президента РФ Сергей Ястржембский. Конечно же, Ястржембский тут же оговорился, что Масхадов для него вовсе не президент и вообще таковой лишь для 15% чеченцев, но «теперь Масхадов превратился в заурядного полевого командира даже для тех людей, которые сегодня отстаивают идеи сепаратизма, а Ахмед Закаев более не может именовать себя эмиссаром некоего президента Масхадова».

Попробуем разобраться с новостями.

Импичмент! Импичмент?

О принятии этого решения сообщил Иса Темиров, представляющийся и.о. председателя парламента Ичкерии. По словам Темирова, для принятия депутатами решения об импичменте Масхадову «был кворум»: в настоящее время из 49 депутатов парламента ЧРИ созыва 1997 года в живых остались 43. Все они приняли участие в голосовании. «За отстранение Масхадова от должности президента ЧРИ проголосовали 42 депутата, один был против», — сообщил Темиров. Темиров утверждает, что свое решение депутаты Ичкерии принимали самостоятельно, без какого-либо давления.

Из досье «Новой газеты»
На сегодняшний день 7 депутатов парламента ЧРИ (Алихаджиев, Баматгириев,, Лорсанов, Даудов, Ахмаров, Минтаев и Гаирбекова) погибли. 9 (Магомадов, Дожидаев, Белоев, Идигов, Исламов, Каимов, Бустаев, Бешаев, Ижиев) находятся за пределами России.

Следовательно, 5 сентября они никак не могли принимать участия в решении об импичменте. Теоретически лишь 36 депутатов могли договариваться о низложении Масхадова.

Стало быть, уже не может идти речи ни о каком кворуме, но Ахъяд Идигов — депутат того самого парламента, возглавляющий, кстати, комитет по внешним связям, сообщил, что связался с более чем половиной из этих 36 «возможных» и они ни о каком заседании не знали.

Но кто же тогда принял решение «по Масхадову»? И кто такой Иса Темиров?

В списках депутатов парламента Ичкерии он действительно значится, причем как заместитель председателя. В первую чеченскую кампанию он был активным участником боевых действий, вместе с Шамилем Басаевым ходил на Буденновск. Участвовал в разблокировании отряда Салмана Радуева в Первомайском.

В начале второй войны командовал отрядом, оборонявшим в Грозном площадь Минутка и поселок Мичурина.

В чеченских списках депутатов парламента числится как «сдавшийся оккупационным властям». Весной этого года его имя было и среди подписантов воззвания, призывающего чеченцев поддержать референдум по новой конституции Чечни. (Любопытно, что Масхадову он объявил импичмент по старой конституции.) Помимо этого от имени парламента Ичкерии призывал боевиков воспользоваться летней амнистией.

Из досье «Новой газеты»
Осенью 2000 года в российской тюрьме при невыясненных обстоятельствах умер спикер парламента Ичкерии Руслан Алихаджиев. Новым спикером избрали председателя парламента ЧРИ Селима Бишаева, но в связи с отсутствием у него возможности исполнять эти обязанности их исполнение возложили на Темирова Ису.
Однако летом 2002 года Темирова решением ичкерийских парламентариев сместили с поста заместителя председателя именно за незаконное присвоение себе полномочий спикера. А весной 2003-го его лишили и депутатского мандата с формулировкой «за сотрудничество с российскими властями…».

В Москве постоянно находятся 10—12 депутатов парламента Ичкерии. Весной этого года, с подачи Малика Сайдулаева, они активизировались и приняли решения по референдуму и по амнистии. У остальных ичкерийских парламентариев эта активность вызвала раздражение. Они распространили заявление, что «высказывания от имени парламента ЧРИ депутатов Цомаева Бауди, Атаева Хасана и Темирова Исы не отражают официальную позицию парламента Чеченской Республики Ичкерия».

В представительстве Кадырова в Москве нам сообщили, что заранее знали о подготовке импичмента Масхадову. Эта акция готовилась несколько месяцев, но не в представительстве Чеченской Республики, а в аппарате Сергея Ястржембского, и, увы, их представителя на заседание не пригласили.

Но все же, по информации «Новой газеты», решение приняли не только дюжина «московских» парламентариев. Депутатов опрашивали в письменной форме, и какая-то часть голосов пришла по почте. Показательно, что никто не сообщил, ни где проходило заседание, ни кто именно принял в нем участие.

В решении ичкерийского парламента об импичменте есть один совсем уж пикантный момент. Иса Темиров сообщил, что вместо Масхадова временным главой Ичкерии назначен Ваха Арсанов.

Остается открытым вопрос, ради чего был затеян весь этот «импичмент».

Напрашивается один-единственный ответ. «Отставка» Масхадова — еще одно звено в цепи устранения конкурентов Кадырова. Масхадов, в отличие от Джабраилова, Аслаханова и Сайдулаева, не выставил свою кандидатуру; более того, в России официальные власти считают его не президентом, а уголовником, но, видимо, только на словах. Подсознательно он и для них сохраняет некоторую легитимность. В противном случае — зачем его устранять?

Зачем Масхадову отсылать своих людей в Европу

Антироссийская агитация среди чеченской диаспоры вряд ли так необходима Масхадову. Его люди бежали в первую очередь от федеральных войск и от «пророссийской» милиции Кадырова, и дополнительные стимулы для роста антироссийских настроений им без надобности. Настраивать европейцев против России тоже смысла нет — именно в Европе к антитеррористической операции и так относятся крайне негативно.

Минусы же для Масхадова очевидны — замиренная Чечня остается под властью российского ставленника Кадырова. Чеченцы, бегущие от войны на Запад, будут рассматриваться как боевики и террористы.

Показательно, что некоторые источники считают автором этой информации представителя регионального штаба по управлению операцией на Северном Кавказе полковника Илью Шабалкина.

Стало быть, наши военные уже устали сами заявлять, что войне конец, и решили сделать это устами Масхадова.

И то и другое укладывается в рисунок предвыборной кампании Кадырова. И, увы, никак не приближает к реальному окончанию войны.

Орхан ДЖЕМАЛЬ, «Новая Газета»
www.novayagazeta.ru