Когда прагматизм равен продажности

21 августа 2003 в 01:15
Когда прагматизм равен продажности

Когда приближенные к власти политики Азербайджана комментируют свое отношение к возможности силового решения Карабахской проблемы, тут же приводят множество доводов против этого. На первом месте среди причин невозможности силового решения ставится мнение России, которая занимает открытую проармянскую позицию, и в случае войны придет на помощь Армении. Некоторые политики доходят до оскорблений собственного народа, заявляя, что он не способен переносить тяготы войны и в случае ее начала вновь потерпит поражение.

 

Однако, в азербайджанском народе бытует устойчивое мнение, общий смысл которого сводится к тому, что «Карабах продали», а демонстрируемые властями осторожность и сверхпрагматизм в вопросах стабильности способствуют тому, что Карабахский конфликт искусственно заносится в список долгих, неразрешимых конфликтов. При этом уже мало кто надеется, что США склонны как-то вынудить армян пойти на уступки, а по мнению профессора Вестлеймского университета Питера Рутланда часть азербайджанцев считают, что США поддерживают Гейдара Алиева именно потому, что того легко можно склонить к сделке с Арменией.

 

Все обвинения в адрес властей об их сдержанности по Карабахскому вопросу не имеет ничего общего с их декларациями. Это подтверждается в связи с событиями, намечающимися в Азербайджане. Сегодня открыто обсуждается возможность использования Америкой территории Азербайджана для действий против Ирана. Причем самая мягкая формулировка будущих событий выглядит как активные шаги США по «изменению режима» в Иране. А наблюдатели открыто говорят, что Азербайджан будет использован в качестве основного плацдарма для военной атаки на Иран. Сегодня многие политики в Баку почти с эйфорией обсуждают будущую войну с Ираном, словно забыв о своем «пацифизме» и «благоразумии», когда дело касалось освобождения оккупированных территорий.

 

Те, кто отдавал приоритет стабильности перед территориальной целостностью, вдруг приобрели воинственность и запросто обсуждают каким способом «взяться за Иран». А проблему Южного Азербайджана рассматривают, как возможность получить дивиденды за предоставленную отличную возможность для США применить тактику использования многонационального состава иранского населения.

 

Конечно, можно понять неприязнь к Ирану, учитывая лицемерную позицию его руководства в карабахском конфликте, когда подверглись агрессии мусульмане, имеющие давние культурные и исторические связи с этой страной. Но, как известно, итог любой войны непредсказуем. Азербайджан потенциально богатая, но на сегодняшний день слабая страна, руководители которой усвоили, что в современном мире продажность можно прикрывать словом «прагматизм».

 

В будущем конфликте, где столкнутся интересы США, Ирана и России, может случиться так, что наличие природных богатств и отсутствие силы будет иметь роковые последствия для Азербайджана, и в послевоенном раскладе он может играть такую же роль, какую играла Армения в многовековом противостоянии Турции и Персии. То есть, никакую.

Ибрагим Рустамханлы, Баку.

Для «Кавказ-Центра»