Крупный блеф вашингтонских ястребов

Крупный блеф вашингтонских ястребов

Мы должны быть благодарны Полу Вулфовицу (Paul Wolfowitz). С легкостью воина-победителя заместитель министра обороны Америки поведал, что война в Ираке ни в коей мере не велась будто бы в первую очередь из-за оружия массового уничтожения Саддама Хусейна (Saddam Hussein). Об этой версии условились лишь «из бюрократических соображений», так что каждый в администрации мог проголосовать «за».

Но то, что после свержения Саддама Хусейна (Saddam Hussein), добавил Вулфовиц, можно выводить войска из соседней Саудовской Аравии - факт по значению «громадный, но на него почти не обратили внимания». Действительно, вопрос внутреннего разлада в ваххабитском режиме в Рияде после событий 11-го сентября 2001 года все больше выходил на передний план ближневосточной политики Вашингтона. Присутствие американских солдат в стране святых для ислама мест давно разжигало ненависть террористов «Аль-Каиды». И поэтому перед администрацией Буша со всей остротой встал вопрос: кто может заменить важнейшего партнера в регионе, не будет ли однажды дом Саудов свергнут точно так же, как в 1979 году была свергнута династия Пехлеви (Pahlewi) в Иране?

То есть, что касается Ирака, речь шла о геополитике. В речах же президента и его министров об этом упоминалось вскользь. Администрация Буша ввела в заблуждение свой собственный народ, Конгресс, союзников и Организацию Объединенных наций. Сейчас это становится понятным, и остается лишь удивляться подобному бесстыдству.

Теперь Буш своими аргументами поставил самого себя в труднейшее положение. Американские солдаты одиннадцатую неделю ищут химическое и бактериологическое оружие. «Мы осмотрели практически все склады боеприпасов на территории от кувейтской границы до Багдада, - описывает напрасные поиски оружия массового уничтожения командир 1-го экспедиционного корпуса военно-морских сил генерал Джеймс Конуэй (James Conway). - Его просто нет».

А, быть может, его уже давно и не существует? Не уничтожил ли Саддам Хусейн не найденные инспекторами ООН в девяностые годы арсеналы перед началом войны сам? Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) неожиданно посчитал такое возможным. Министр обороны, человек, который давно собрал необходимые факты, говорит об этом, пожимая плечами. Был положен конец страшной деспотии. Кто, увидев пыточные камеры и места массовых захоронений, будет разбираться задним числом с причинами войны?

Саддам Хусейн повержен, Ирак освобожден от тирании: кто этому не рад? Но в Вашингтоне и в союзном Лондоне гнездится подозрение, что Джордж Буш и его союзник Тони Блэр (Tony Blair) драматизировали угрозу, исходившую от Багдада, фальсифицировали данные своих спецслужб. Одним словом, начали войну, использовав для обмана фальшивые факты.

Верно то, что Буш и Блэр постоянно называли несколько причин войны: репрессии в Ираке, демократизация арабских стран, прогресс в ближневосточном мирном процессе. Однако опасность, о наличии которой Джордж Буш, повторяясь, говорил с таким драматизмом, ставя все остальное на второй план, заключалась именно в смертельной амальгаме оружия массового уничтожения и международного терроризма. Вот слова Буша: «Мы не можем дожидаться последнего доказательства в виде ядерного гриба»; «Мы не станем отдавать себя на милость объявленного вне закона режима, который угрожает миру оружием массового убийства»; «Безопасность мира требует разоружения Саддама сейчас».

Вопрос об оружии массового уничтожения находился в центре всех дипломатических перипетий в Организации Объединенных наций. Понятия «смена режима» или «демократизация» не всплывали ни в одной из резолюций ООН. Америка отреагировала на угрозу даже принятием новой стратегии национальной безопасности и доктрины о превентивных войнах. И тут оказывается, что не так и важно теперь, будет ли в Ираке найдено оружие массового уничтожения?

В Ираке необходимо было нанести сильный удар по терроризму, сказал недавно один известный американский журналист. Все другие причины, по его словам, в том числе и оружие массового уничтожения, были только «поводом». В зале находился один из непреклонных вашингтонских ястребов - он не возражал. «С самого начала все военные цели были налицо, - отвечал он. - Мы перестали говорить о смене режима, поскольку посчитали это неподходящим». Вслед за этим один европеец возмущенно резюмировал: «Непосредственная угроза - всего лишь надувательство!»

На это возразили правительства Вашингтона, и Лондона. Они по-прежнему убеждены в опасности, которую представляет собой сотрудничество «государств-изгоев» и террористов. Но поскольку доказательства, которые выложила им на стол разведка, были недостаточными, возникло желание придать им остроту. Блэр, сообщают недовольные английские разведчики, хотел иметь сведения более драматического характера. Его пресловутые специалисты по работе с прессой были вынуждены собирать досье, которое подтверждало бы утверждение, будто Саддам Хусейн может применить бактериологическое и химическое оружие в течение 45 минут.

В Пентагоне Дональд Рамсфелд и его заместитель Вулфовиц создали свою собственную секретную разведслужбу, Бюро специального планирования. Она надежно поставляла своим заказчикам желаемые «доказательства», которые зачастую опирались на информацию подозрительных иракских политиков-эмигрантов. Деморализованное ЦРУ наблюдало за происками «интриганов», как с самоиронией называли себя сотрудники Бюро Пентагона, ничего не понимая.

Политизированные меморандумы для внутреннего потребления, причесанные данные для общественности: это отнюдь не детские шалости, когда речь идет о войне и мире. Слушания в Комитете по делам вооруженных сил и разведки в американском Сенате должны показать, насколько эти обвинения обоснованны. Британские депутаты тоже требуют проведения расследования.

 

ИноСМИ

Die Zeit", Германия