Москва продаст Хусейна за долги

Москва продаст Хусейна за долги

Россия поддержит в СБ ООН американскую резолюцию о восстановлении Ирака, если новое руководство страны не только признает восьмимиллиардный долг Саддама Хусейна Москве, но и выполнит условия российских контрактов, заключенных с предыдущим режимом.

 

Это следует из заявления замглавы МИД России Георгия Мамедова, которое было сделано за несколько часов до внесения в СБ ООН отредактированного варианта резолюции США и их союзников.

Вкратце смысл предложений Вашингтона сводится к тому, чтобы получить от СБ ООН право на полную свободу действий в восстановлении Ирака и использовании его ресурсов. США хотят самостоятельно, без вмешательства ООН, сформировать из лояльных иракцев новое правительство, которое получило бы полный контроль над ресурсами страны (прежде всего нефтью) и было полностью свободно от обязательств режима Саддама Хусейна, в особенности от его астрономических долгов (по разным оценкам, они составляют от $100 млрд до $400 млрд).

Чтобы реализовать этот замысел, нужны всего две вещи – снять с Ирака санкции и уговорить кредиторов Хусейна отказаться от намерения вернуть свои деньги.

Самое простое и логичное предложение было озвучено сразу после взятия Багдада: раз диктаторский режим свергнут, то жесткие экономические санкции, которые ООН ввела против Ирака после оккупации Кувейта, следует немедленно отменить. Вторая идея куда более болезненна для государств, тесно сотрудничавших с Ираком, в том числе для постоянных членов СБ ООН России и Франции (они могут наложить на американскую резолюцию вето). Неудивительно, что идея эта была обнародована значительно позже – только в минувшую среду, по сообщению «Би-би-си», посол США в ООН Джон Негропонте предложил ввести в отношении Ирака так называемый финансовый мораторий. Это значит, что в Багдаде не будут принимать от других государств никаких финансовых претензий, пока новое правительство не получит международного признания. А это может растянуться на несколько лет.

Москву категорически не устраивают оба пункта.

Отменить ооновские санкции значит окончательно распрощаться с идеей о контроле со стороны ООН над послевоенным обустройством Ирака, который позволил бы более или менее равномерно распределить сферы влияния между союзниками США и бывшими противниками военной операции. Поэтому в ответ на предложение снять эмбарго Россия потребовала вернуть в Ирак международных инспекторов, что не очень нужно в принципе и совершенно некстати американцам. Финансовый мораторий для Москвы, которой Ирак должен около $8 млрд, не говоря уже многочисленных контрактах с правительством Хусейна, тем более неприемлем.

Но если накануне войны под угрозой вето в Ираке американцы так и не стали вносить в СБ ООН резолюцию, прямо санкционирующую вторжение, то сейчас ситуация заставляет их торговаться до последнего. Как признался перед вылетом из Москвы госсекретарь США Колин Пауэлл, в переговорах с Владимиром Путиным и Игорем Ивановым о вето речь вообще не заходила. То есть российские дипломаты настроены вполне прагматически и рассчитывают извлечь из сложного положения американцев максимальную выгоду.

За сегодняшний день выяснилось, что Вашингтон готов по крайней мере на две уступки России.

Рассказав об условиях финансового моратория, посол США в ООН Негропонте несколько смягчил предложение, заметив, что он «вовсе не касается вопросов преемственности по иракским долгам». О том же самом в эфире «Эха Москвы» заявил Пауэлл, пообещавший, что новое правительство признает долги Хусейна.

Однако в Москве, судя по всему, посчитали предложения слишком туманными и почти сразу потребовали от новых властей Ирака оплатить еще и российские контракты. Как сообщило агентство Reuters, на сегодняшнем брифинге замминистра иностранных дел Георгий Мамедов сказал, что вопрос о прохождении через СБ ООН проекта новой американской резолюции по Ираку будет зависеть от перспектив возвращения новым иракским руководством долгов России и выполнения уже заключенных с Москвой деловых контрактов. «Разумеется, вопрос о долгах и контрактах обсуждался во время переговоров с госсекретарем Колином Пауэллом, – заявил Мамедов. – Очень горячая дискуссия по этому же поводу идет и в Нью-Йорке… Этот вопрос будет решен… от этого зависит судьба самой резолюции».

Готов Вашингтон отступить и в вопросе о санкциях.

Прилетев из России в Болгарию, Пауэлл дал пресс-конференцию и сказал, что санкции можно не отменять, а только временно приостановить.

Москву это может привлечь, поскольку американцы оставляют за ООН право голоса при условии, что им дадут сначала разобраться в Ираке с массой насущных проблем, а уже потом вернуться к дипломатии. С другой стороны, тогда санкции уже перестанут быть таким эффективным рычагом влияния на США, как сейчас. Как бы то ни было, но российский МИД на слова Пауэлла пока не отреагировал.

Ожидается, что новая редакция американской резолюции поступит в СБ ООН в четверг вечером по Москве.

 

Газета ру