Америка, демократия и дружелюбные тираны

Америка, демократия и дружелюбные тираны

Сейчас, когда война (американцы называли ее освобождением) в Ираке завершена, администрация Буша концентрирует все свое внимание на тех, кто будет управлять этой страной. Новые консерваторы, такие как министр обороны Дональд Рамсфельд, помощник президента по национальной безопасности Кондолиза Райс и вице-президент Дик Чейни, отдают предпочтение предварительному периоду оккупации (по оценкам самого президента Джорджа Буша, равного двум годам) послевоенного Ирака американскими военными и гражданскими лицами. Этот период будет сопровождаться действиями по принуждению иракского народа к тому, чтобы он принял противоречивого и нелигитимного лидера Иракского Национального Конгресса и любимца Пентагона Ахмеда Чалаби. Я держу пари, что с Ираком в конечном итоге произойдет то, что уже произошло однажды в начале прошлого века. Говоря словами одного из моих австралийских коллег, Ирак будет управляться «дружелюбным тираном».


В этом нет ничего удивительного, если взглянуть на историю схваток Америки с демократией в мире и на Ближнем Востоке после Второй мировой войны. С начала 50-х годов любимыми правителями Америки, прикрывавшейся доктриной национальной безопасности, были такие отвратительные лидеры, как Сомоса в Никарагуа, Норьега в Панаме, Трухильо в Доминиканской Республике, различные военные режимы в Южной Америке. Наглядным примером служит поддержка США в деле свержения и убийства законно избранного президента Чили Сальвадора Альенде и замены его Аугусто Пиночетом, одним из самых отвратительных диктаторов, грубо нарушавших права человека. То же самое можно отнести к Бразилии и Аргентине, пока на политическую арену не пришла администрация Клинтона, которая поощряла и стимулировала демократические режимы в Латинской Америке. Сегодня большинство правительств этих стран с социальными и экономическими потрясениями в результате глобализации. Вершиной этого айсберга является Венесуэла. В Азии мы были свидетелями, как сменявшие одна другую американские администрации поддерживали и поощряли кровавые диктаторские режимы, вроде Маркоса на Филиппинах и Сухарто в Индонезии.
В Центральной Европе и странах бывшего Советского Союза США поощряли приход демократий с различной степенью успеха. Например, Россия сегодня управляется полуавтократическим режимом, возглавляемым Владимиром Путиным, которого с трудом можно назвать типичным джефферсоновским демократом! Еще хуже обстоят дела в бывших советских республиках Средней Азии, где правители имеют послужной список, вполне сравнимый с «достижениями» Саддама Хусейна. Единственное яркое пятно различимо в Центральной Европе в таких странах, как Венгрия, Польша и Чехия. Их опыт демократии имеет двойственный характер, однако, он энергичный и жизнеспособный. Эти три страны имеют исторический опыт демократического правления и отличаются наличием активных гражданских обществ.
На Ближнем Востоке послужной список США в сфере содействия демократии весьма мрачен. Характерным примером может послужить поддержанное ЦРУ низвержение народно избранного правительства Моссадека в Иране в начале 50-х годов. Моссадек был заменен Мохаммедом Резой Пехлеви, иранским шахом, который почти двадцать лет растрачивал природные богатства своей страны в угоду интересам американских нефтяных компаний и производителей вооружений. По иронии судьбы, это все тот же военно-промышленный комплекс, представители которого сейчас обрушились на Месопотамию как голодные стервятники: Halliburton, Bechtel, Lockheed и т.д. Далее, у нас есть Израиль – «единственная демократия на Ближнем Востоке», как широко рекламирует себя израильское правительство и повторяют за ним его друзья на Западе. Израиль – это псевдодемократия, которая не имеет до сих пор конституции и до сих пор не решила, является ли она государством для евреев или государством для всех граждан независимо от их расовой принадлежности, пола и вероисповедания. Это государства, где Закон о Возвращении позволяет любому еврею из любой страны мира приехать и поселиться на оккупированных землях, в то время как коренное палестинское население не может даже заявить о своем праве на возвращение. Да, арабские граждане Израиля располагают некоторыми свободами и имеют доступ к израильской системе социального обеспечения, но они до сих пор сталкиваются с большой дискриминацией.
Далее, мы имеем ужасную и незаконную оккупацию палестинских территорий, включая Иерусалим. Если Израиль, тесный союзник США, это единственная страна на Ближнем Востоке, обладающая демократией, то почему он не используется в качестве модели и примера его друзьями в Вашингтоне, которых легион? Это важный вопрос, который приходит на ум, когда мы начинаем рассматривать те типажи, которые сегодня поддерживают демократическое цунами в Ираке и на Ближнем Востоке: Дэниэл Пайпс, Амос Перлмюттер, Пол Вулфовиц, Эллиотт Абрамс, Дуглас Фейт, Кэнан Макийя, Ахмед Чалаби и другие.
Вот почему я считаю, что пустая болтовня, которую мы слышим в Вашингтоне и которая будет доноситься оттуда до тех пор, пока Ирак не покинет последний американский солдат, это просто пустая и бессмысленная болтовня. Мой австралийский друг был прав – начиная с сегодняшнего дня и на протяжении нескольких лет мы будем иметь в Багдаде дружелюбного тирана, а в Белом доме все еще президента Буша, на этот раз избранного. Кто знает? Демократия обязывает!
Одним из бестселлеров в вашингтонских книжных магазинах является Конституция США и первые десять поправок к ней, указанные в «Билле о правах». Представителям Белого дома следовало бы перечитать эти достойные преклонения и выдающиеся документы снова.

* Джордж Ирани – профессор кафедры анализа и управления конфликтными ситуациями Королевского университета Роудс в Канаде.

 

Джордж Ирани
The Daily Star