Не поделенный геополитический пирог

8 декабря 2001 в 05:24
Не поделенный геополитический пирог

Понятно почему российские разведчики снуют в Кабуле. По крайней мере, российские СМИ объяснили мотив их пребывания в Афганистане: они ищут там чеченцев!
Зато посещение инкогнито афганской столицы директором ЦРУ Джорджем Тенетом в СМИ никак бы не освещалось, не напиши об этом тайном визите американского чиновника пакистанская газета «Frontierpost», из сообщения которой становится известно о том, что лейб-разведчик Соединенных Штатов имел встречу с министром иностранных дел Абдуллой и командующим войсками «северян» генералом Мухаммадом Фахимом, под предлогом совместных усилий в поиске химического, бактериологического или ядерного оружия, о котором так часто в последнее время любят писать как в российской, так и в западной прессе, хотя постоянно подчеркивается, что оно «возможно» находится в руках талибов.

Тем не менее, приведенный выше довод мало убедителен, поскольку ЦРУ как никакой другой разведке мира известно о том, что никаких арсеналов химического оружия (тем более – в руках талибов) в Афганистане в помине нет, если туда их в срочном порядке не перебросят та же Америка, или Россия. Хотя пресса упорно ссылается на одно из интервью объявленного российско-западной пропагандой «террористом номер один» Усамы бен Ладена, который якобы сделал заявление о том, что у его организации «Аль-Каида» есть подобное оружие.

Суть визита в другом, а именно. Территория Афганистана с давних пор представляет огромный геополитический интерес, как для России, так и для Соединенных Штатов и Великобритании, для которых отныне задачей первостепенной важности стало утверждение в Кабуле лояльного режима. Но кто именно должен стоять во главе государства – вот что стало ключевым вопросом для союзников. Известно, что в недавней интервенции американо-британская авиация подвергла ракетно-бомбовым ударам населенные пункты Афганистана, которые талибам пришлось оставить, зато в наземных операциях роль «первой скрипки» играли так называемые войска Северного альянса, за которым стоит Россия.
Следовательно, для обеих сторон становится крайне важным вопрос «будущего Афганистана», то есть – раздела этого геополитического пирога.

Как уже неоднократно писалось в прессе, в качестве нового кабульского режима американцам выгодна кандидатура бывшего монарха Захир-Шаха, тогда как бывший президент Афганистана Бурхануддин Раббани поддерживается Кремлем. Правда, в составе так называемого Северного альянса есть ещё другие фигуры, и именно на этом фронте начинает свою бурную деятельность американская дипломатия, прекрасно зная о том, что единства среди них не наблюдается. При должном манипулировании процессами и при умелой политической игре, где не последняя роль будет уделяться американской валюте, часть командиров из числа «северян» в итоге можно будет переориентировать с России на Америку. Таков расчет гостей из-за океана.
И вот первый взрыв российского недовольства был озвучен генералом Дустумом, одним из лидеров Северного альянса, который отказался сотрудничать с правительством во главе с Хамидом Карзаем, которое недавно сформировано в Бонне.

Известный своей пророссийской ориентацией находящийся в своей ставке под Мазари-Шарифом Дустум, заявил о своем бойкоте «боннской модели» афганского правительства, и в интервью агентству «Reuters» заявил: «Мы очень огорчены и объявляем о бойкоте этого правительства и мы не поедем в Кабул до того времени, пока не будет сформировано настоящее правительство».

Предлогом для негодования Дустума стал тот факт, что, вопреки ожиданиям, пост министра иностранных дел Афганистана достался не его представителю. И потому узбекский генерал добавил, что «не допустит представителей правительства Карзая на территории, подконтрольные его войскам».
Контроль над центрально-азиатским регионом может быть обеспечен лишь в случае полного контроля над Афганистаном. Здесь перекрещиваются интересы Америки и Великобритании, России и Китая.
Спор за влияние между мировыми державами уже имеет отправную точку отсчета, тогда как продолжается успешное вооруженное сопротивление афганских моджахедов против международной интервенции Запада и России.

Амин Алхастов, ИА «MARSHO»