Российский след в Афганистане

Российский след в Афганистане

В контексте последних событий в Афганистане можно уже по другому осмыслить некоторые загадочные обстоятельства смерти панджшерского льва Ахмада Шаха Масуда.

Еще 11 сентября газета  "Коммерсант", описывая покушение на Масуда, давала своей статье более чем красноречивый заголовок: Масуд жив. Но дело его умирает.

В те дни ситуация вокруг покушения на военного лидера афганского Северного альянса Ахмад-шаха Масуда и впрямь напоминала лихо закрученный детектив. Самые разные источники будто сознательно выбрасывали дезинформацию, лишь запутывающую дело. Теперь же, после вышеназванного сообщения, можно более или менее разглядеть в том клубке противоречивых сообщений крупицы истины.

Если смотреть на то покушение из сегодняшних реалий, то можно сказать, что так называемый стратегический союз США и России против Афганистана был заключен давно и Путин с Бушем сегодня сыграли просто отлично отрепетированный спектакль. Без устранения Ахмада шаха Масуда нынешняя сцена афганского театра вряд ли была бы возможна.  Сорокавосьмилетний главнокомандующий войсками Северного альянса Ахмад-шах Масуд официально числился вице-президентом и министром обороны в международно признанном правительстве Бурхануддина Раббани (Burhanuddin Rabbani). Авторитет одного из наиболее известных полевых командиров еще со времен советско-афганской войны, затем уже командующего мощной армией, контролировавшей Панджшерское ущелье,  не сделали бы возможным усиление Северного альянса за счет каримовского спецназа. Да и в ходе любых переговоров он мог нарушить любые ухищрения  главарей “антитеррористической коалиции”. Выходит, для его устранения основания были, при том  весьма серьезные.

Теперь обратим на некоторые нестыковки того покушения. Вертолет с раненым генералом Масудом (Ahmad Shah Masood) на борту появился в воздушном пространстве Таджикистана вечером 9 сентября в воскресенье. Для всех это стало полной неожиданностью. Говорят, когда одному из сотрудников аппарата президента Эмомали Рахмонова (Imomali Rakhmonov) сообщили, что в столицу летит генерал Масуд, тот было подумал, что он прибыл на праздник: страна как раз отмечала десятилетие независимости. И растерянно пробормотал: "Мы же его не приглашали..."

Поскольку в Таджикистане по случаю Дня независимости еще с 7 сентября был введен особый режим, таджикские силы ПВО и их российские коллеги сначала запретили воздушному судну несанкционированный полет. И только раздавшийся с борта вертолета отборный русский мат заставил офицеров ПВО поверить в серьезность происходящего.

Вертолет с генералом Масудом приняли на дальней, так называемой афганской стоянке душанбинского аэропорта. Выглядел генерал плохо: у него были перевязаны грудь и ноги. Его доставили в военный госпиталь российской 201-й мотострелковой дивизии, дислоцированной в Таджикистане. Российские военные врачи начали бороться за жизнь бывшего непримиримого противника советских войск и как-будьто говорили, что можно поставить его на ноги после трехнедельного лечения. 

По данным на 10 сентября, генерал Масуд был жив и даже находился в сознании, хотя его состояние оставалось тяжелым. Он был ранен в плечо и в ноги и потерял много крови. Но странно, по официальной версии, генерал Масуд как бы находился в таджикской правительственной больнице. Как пояснили корреспонденту газеты КоммерсантЪ, российские военные источники в Таджикистане, эта дезинформация была запущена специально, чтобы не афишировать участие России в судьбе афганского генерала…

А что же произошло в самом-то деле? В воскресенье, 9 сентября, генерал Масуд давал интервью двум тележурналистам (предположительно, из Алжира), которые представились корреспондентами международной арабской телесети и имели при себе бельгийские паспорта. Во время съемки одна из камер испортилась, и оператор подошел к запасной, лежавшей сбоку от генерала Масуда (этим и объясняется характер полученных им ранений). В этот момент раздался взрыв. Один "журналист" погиб на месте, другого застрелила охрана. Погиб также Азим Сухайль (Azim Suhail), доверенное лицо генерала и организатор его встреч с прессой. Несколько человек получили ранения.

История эта вызывает множество вопросов, ни на один из которых в официальных сообщениях сколько-нибудь вразумительных ответов не давалось.

Кто были эти журналисты? По официальной версии, это террористы-камикадзе. Но достоверно известно, что до покушения они как минимум в течение недели вели съемки в Афганистане. Более того, как сообщил корреспонденту газеты КоммерсантЪ проживающий в эмиграции главный редактор таджикской газеты "Чароги руз" Дододжон Атовуллоев (Dododjon Atovullo), одновременно с двумя журналистами-арабами интервью с генералом Масудом добивалась также журналистка из Франции, но она уехала, так и не дождавшись встречи с ним.

Почему охрана не проверила аппаратуру? Официальное объяснение Северного альянса: "Масуд никогда не проверял журналистов. Он очень хорошо к ним относился и никогда не видел в журналистах террористов". Это, мягко говоря, маловероятно: покушения на генерала Масуда совершались не менее двух десятков раз и ожидать чего-то подобного лидеру одной из воюющих сторон в разгар боевых действий следовало ежедневно. Тем более что службу безопасности Северного альянса возглавлял такой опытный контрразведчик, как генерал Мохаммад Фахим (Mohammad Fahim).

То, что этот человек занимает сегодня одну из ключевых позиций в иерархии Северного альянса,   приводит к своебразной трактовке событий того трагического дня. Ведь выпускник Кабульского политехнического института 53-летний генерал Мохаммад Фахим во время советско-афганской войны возглавлял разведку формирований Ахмад-шаха Масуда и с конца 1991 года руководил Управлением национальной исламской безопасности Афганистана, мощной и разветвленной спецслужбой, активно работающей как внутри страны, так и за рубежом, в том числе и в СНГ…

Почему охрана застрелила второго террориста на месте? В практике спецслужб всего мира принято по возможности брать террористов живыми, чтобы выйти на заказчиков.

Кто заказчики? Представитель талибов Абдул Хай Мутмаен (Abdul Hai Mutmaen) отверг тогда обвинения весьма любопытным образом: "Если бы это было наших рук дело, мы с гордостью объявили бы об этом: ведь он - наш враг". Северный альянс тут же распространил самую удобную версию, которую подхватили в России: за покушением стоит международный террорист номер один Осама бен Ладен (Osama bin Laden). Но показательно, что на эту версию не клюнули западные информагентства, обычно падкие на обвинения в адрес бен Ладена.

То, что кому-то (возможно, даже и не самим журналистам) удалось беспрепятственно пронести взрывчатку, и то, что второй исполнитель теракта был убит на месте - чтобы не сболтнул лишнего, наводит на определенные мысли. Наконец, на другой же день поступило более чем странное сообщение, что командующим войсками Северного альянса спешно назначен человек, который отвечал за безопасность Ахмад-шаха Масуда,- то-есть, некто иной, как генерал Фахим…

Как бы то ни было, очевидно одно: хрупкое геополитическое равновесие в Афганистане, фактически державшееся на одном человеке - генерале Масуде, было сознательно нарушено. После его апрельской поездки во Францию, где он совершенно очаровал руководство Евросоюза, Запад был готов оказывать помощь Северному альянсу "под конкретного человека". Тогда он вообще мог игнорировать влияние русских и вести самостоятельную политику, которая вряд бы дала шанс России и его саттелитам манипулировать в Афганистане  своим присутствием.

И наконец, последнее: покушение на Ахмада Шаха Масуда было совершено всего за два дня до самолетной атаки на США…

Жан Текей, «Кавказ-Центра»